Практическая работа по литературе Алтайского края для 5 класса «Виды рифмовки в стихотворениях мамонтовского поэта И. Крюкова»
Вариант 1
Определить виды рифмовки во фрагментах стихотворений. Ответить письменно на вопросы:
1) Иду болотной гатью. У реки
О чём-то раскричались кулики.
А здесь стоит такая тишина,
Как будто только кончилась война.
Что такое гать? Кто такие кулики? О чём это четверостишие?
2) Рассвет приходит в дымке тёмно-синей,
И голуби забились под карниз.
Похолодало и на ветках иней
Пушистыми комочками повис.
Что такое дымка? Какую картину рисует автор?
3) Жизнь я прожил не тайком, не украдкою,
Жизнь, ты была мне и горькой, и сладкою,
Памятна ты мне и счастьем, и бедами,
Да и дожить тебя лучше не ведаю
О чем четверостишие? Что значит слово «ведаю»?
4) Вот уж на реку бросает
Бор задумчивую тень.
Постепенно угасает,
Замирает добрый день.
Какое время суток описано? С помощью каких глаголов? Почему день назван добрым?
5) Рассыпав жаворонка трель,
Над новостройкой, над лесами
Под голубыми парусами
Плывёт сверкающий апрель.
Какие эпитеты и с какой целью использует автор?
6) Шагаю по лесу заснеженной тропкой.
А лес приумолк и согласно молчит.
Лишь сердце в груди беспокойно и робко,
Как дятел далёкий, тихонько стучит.
О чём это четверостишие? Как сравнение использует автор?
Вариант 2
Определить виды рифмовки во фрагментах стихотворений. Ответить письменно на вопросы:
1) А солнце в лужицах дрожит,
Звенит капель, стекая с крыши,
И с каждым днём, вздымаясь выше,
Шагают в небо этажи.
Какие звуки помогают автору воссоздать картину звенящей капели?
2) В шкафу средь книг и тишины
Живёт один мышонок.
Он видит ласковые сны
И щурится спросонок.
Какие слова помогают автору создать атмосферу доброты?
3)Лес тонет в вечернем тумане.
В холодную дымку одет,
Но долго ещё на поляне
Не гаснет берёзовый свет.
Что такое дымка? Почему свет назван берёзовым?
4) Вижу как сказку, как дивное чудо:
Пасека. Лето. Пчелиные гуды.
Бережно, как драгоценное что-то,
Дедушка режет янтарные соты.
Какая картина нарисована? Что обозначает слово «янтарные»?
5) И тишина звенит в ушах моих.
И тишина рождает звонкий стих.
И будит он лесную тишину.
говорит мой спутник: «Ну и ну!»
В чём смысл этого четверостишия? С какой целью в стихотворении трижды повторяется слово «тишина»?
6) Шагаю по лесу заснеженной тропкой.
А лес приумолк и согласно молчит.
Лишь сердце в груди беспокойно и робко,
Как дятел далёкий, тихонько стучит.
О чём это четверостишие? Как сравнение использует автор?