Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Тест по русскому языку «ОГЭ-2026. Задание 04. Пунктуационный анализ предложений. Установление соответствий» №6 для 9 класса

1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Уточняющее обстоятельство обособляется.
  2. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
  3. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Перед окном пламенела рябина, в ней копошились суетливые воробьи, выклёвывая ягоды.
  2. На мысе, над морем, белел посёлок, как будто чайки сели отдохнуть среди кудрявой зелени садов.
  3. Обычно мы помогаем друг другу: один чистит картошку, другой растапливает печь.
  4. На небе было светло, круглый лик полной луны то отражался ясно в пруду, то вытягивался в длинный золотой сноп медленно переливавшихся на воде блёсток.
  5. Я подумал: «Теперь не пропаду, тропинка куда-нибудь приведёт».
А
Б
В

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
  2. Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.
  3. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Вся комната была тесно и уютно загромождена старинной мебелью, имевшейся в доме: шкафами, комодами и большой кроватью.
  2. Где-то далеко поёт, замирая на мгновение, колокольчик проезжей тройки, вестник русской зимы.
  3. Правда, в доме было гораздо холоднее, чем на улице.
  4. Выражение лица Елены немного изменилось со дня её отъезда из Москвы: оно стало обдуманнее и строже, глаза глядели смелее.
  5. Читая, я чувствовал себя здоровее и сильнее, работал споро и ловко.
А
Б
В

3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
  2. Между однородными членами предложения перед противительным союзом ставится запятая.
  3. Вводное слово выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Товарищ стоял возле дома, осматриваясь по сторонам, и, очевидно, ждал кого-то.
  2. Далеко где-то ещё молча, но грозно сверкнула молния, и спустя секунду рыкнул гром, на землю упали крупные капли дождя.
  3. Как ни напрягаешь память, добраться до раннего детства почти невозможно.
  4. Давно уже не было слышно ни звона колокольчиков, ни стука колёс по кремнистой дороге, а бедный старик ещё стоял на том же месте в глубокой задумчивости.
  5. Ах, няня, няня, я тоскую, мне тошно, милая моя.
А
Б
В

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.
  2. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.
  3. Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Ни в каком покровительстве сосна не нуждается, растёт там, где ничто не может расти.
  2. Мир освещается солнцем, а человек — знанием.
  3. Повсюду: в поле, в лесу, у реки — раздаются птичьи трели, возвещая начало весны.
  4. В сторожке жил лесник — одинокий старик, у которого мы иногда оставались на ночлег.
  5. Встанешь утром часа в четыре, выйдешь в сад: роса блестит на цветах, шумят птицы и насекомые, на небе ни облачка.
А
Б
В

5. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Уточняющее обстоятельство обособляется.
  2. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
  3. Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Почти все птицы: глухари, зяблики, сойки и синицы — питаются семенами хвойных деревьев.
  2. Хруст сучков под конскими копытами слышится в той стороне, в высоком лесу, темнеющем в отдалении.
  3. Опустив глаза, Ольга Петровна, серьёзная сорокалетняя женщина, сидела у окна в кресле и быстро вязала крючком.
  4. Княжеская усадьба старая, давно всеми позабытая: дом её необитаем, сад заброшен.
  5. Волны пенились, шипели, набегали и, скатываясь назад, оставляли на песке мелкие раковины и обрывки морских трав.
А
Б
В

6. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Обстоятельство с предлогом несмотря на, которое имеет уступительное значение, обособляется.
  2. Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
  3. Согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого слова, обособляются.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Небо, высокое, морозное, торжественно сияло, заставляя людей чувствовать себя лишь песчинками.
  2. Несмотря на ранний час, улицы были полны народу, спешащего по своим делам.
  3. До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а тёмно-лиловая туча, появившаяся неизвестно откуда, стремительно надвигалась на нас.
  4. Свои чувства, которые отражали чувства всех защитников города, Л.Н. Толстой выразил в рассказе «Севастополь в августе 1855 года».
  5. Несмотря на то что наступил ноябрь, дни стояли тёплые, было сухо.
А
Б
В

7. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  3. Вводное слово выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Камни, белые и гладкие, резко отражали солнце и жёлтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья.
  2. Умение держать слово — главное достоинство человека, которое заключается в способности сделать всё, что он пообещал.
  3. «Нет ничего такого, — утверждал М. Горький, — что нельзя было бы уложить в простые и ясные слова».
  4. Мой одноклассник стоял возле дома, осматриваясь по сторонам, и, очевидно, поджидал кого-то.
  5. Ледник, огибая утёсы, стоящие отдельно, начинался сразу за отвесными скалами, упирающимися вершинами в бездонное небо.
А
Б
В

8. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именамим существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  3. Междометие отделяется запятой.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Комната, в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были закрыты.
  2. Право, нет се́рдца у охотников, уничтожающих птицу во время трудного пути, когда она стремится туда, где проклюнулась из яйца и впервые увидела зелень.
  3. «Ну, вам пора идти, — заторопила Ирина. — Мне надо работать».
  4. Давно замечено, что одиноко растёт, не подпуская никого селиться возле себя, одно только дерево — берёза.
  5. Большая воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно.
А
Б
В

9. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.
  2. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
  3. Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Пёс сидел напротив дверей булочной, изредка поворачивая лохматую морду направо и налево, и равнодушно провожал глазами нечастых прохожих.
  2. Вечер был настолько светлый, что фонари, горевшие в листве лип, были зажжены, очевидно, только для того, чтобы придать нарядность концерту.
  3. К вечеру погода испортилась: то падал туман, то припускал крупный косой дождь.
  4. Укроп в древности считали красивым растением, а его запах — не уступающим аромату роз, и поэтому листьями укропа украшали букеты цветов.
  5. Гуси часто становились персонажами народных сказок и легенд: они являлись то заботливыми мамашами, то слугами Бабы-яги, то заколдованными людьми, то волшебными существами, помогающими своим хозяевам.
А
Б
В

10. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
  2. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире.
  3. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Речевой этикет предлагает некоторые приёмы, с помощью которых можно расположить к себе собеседника, создать доброжелательную атмосферу общения.
  2. Языковая норма — это совокупность правил выбора и употребления элементов языка, действующих на различных его уровнях.
  3. Хозяин и рад бы не спать, да глаза слипаются — ничего не поделаешь.
  4. Море, принимая солнце в свои недра, встречало его приветливой музыкой плеска волн, разукрашенных прощальными лучами в дивные оттенки.
  5. Всё: крапива, полынь, репейник — вянет, роняет зёрна на землю, промоченную дождём.
А
Б
В

(ОБЗ ОГЭ)