Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Тест по русскому языку «ОГЭ-2026. Задание 04. Пунктуационный анализ предложений. Установление соответствий» №5 для 9 класса

1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  2. Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.
  3. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Мелькнёт вдруг в бурьяне белый булыжник, или вырастет на мгновение серая каменная глыба, или перебежит дорогу суслик.
  2. «Много есть на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые умеют их читать», — утверждал Д.И. Писарев.
  3. Дома отец бывал редко, разговаривал мало и неохотно, посматривал исподлобья не то угрюмо, не то равнодушно и, кроме путешествий и географии, не читал ничего.
  4. Мы пошли взглянуть на лесистый холм — возвышение, насыпанное несколько веков назад для постройки замка.
  5. Кремль — жемчужина русского зодчества, творение многих мастеров, живая летопись многовековой истории.
А
Б
В

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
  2. Определение, выраженное оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  3. Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. При свете северного сияния, отражающегося на снежных сугробах, совершали мы лыжные прогулки; казалось, мы находимся где-то на неведомой планете.
  2. Дни тянулись однообразно: приходил в гости сосед, или забегала на ужин сестра, или я отправлялся на прогулку в поле.
  3. Если на черёмухе раскрылись почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
  4. Иволга, обитательница берёзового леса, издаёт звучный, похожий на флейту свист.
  5. В русском языке существует три основных типа подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
А
Б
В

3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
  2. Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
  3. Вводное слово выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. День давно погас, и ясный вечер тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша всё продолжалась.
  2. Александр Сергеевич Пушкин перед смертью сказал, обращаясь к книгам: «Прощайте, друзья!»
  3. У Гагина была русская душа, правдивая, простая, но, к сожалению, без цепкости и внутреннего жара.
  4. Витька Берестов был в классе самым маленьким, но старался ни в чём не отставать от товарищей: он и бегал быстрее многих, и по канату поднимался до самого потолка, и на перекладине подтягивался не хуже других.
  5. Одинокие деревья гнулись от ветра, отчего их почерневшие листья то льнули друг к другу, то тоскливо трепетали и бились на тонких ветвях.
А
Б
В

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.
  2. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.
  3. Вводное слово выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Для нас лесные и полевые цветы — это и наивысшая красота природы, и лекарства, спасающие нас от болезней.
  2. Капибара, крупнейший в мире грызун, плавает и ныряет так же хорошо, как и выдра.
  3. «Кондуктор! — крикнул сердитый голос. — Почему не даёте билеты?»
  4. Стало так тихо, что, казалось, было слышно, как на плечи падали снежинки.
  5. Дунул ветер — всё дрогнуло, ожило и засмеялось.
А
Б
В

5. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.
  2. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
  3. После прямой речи перед словами автора ставится тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Лев, Дева и Водолей — самые заметные из весенних созвездий в наших широтах.
  2. В Чацком А.С. Пушкина удивляло то, что герой «мечет бисер» перед такими людьми, как Репетилов.
  3. Дерево познаётся по плодам, а человек — по делам.
  4. «Историк и поэт различаются тем, что первый говорит о происшедшем, второй же размышляет о том, что может произойти», — утверждал Аристотель.
  5. В доме медвежата согрелись и сразу уснули, а проснувшись утром, стали знакомиться с обстановкой комнаты.
А
Б
В

6. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
  2. Если обобщающее слово стоит после однородных членов, то перед ним ставится тире.
  3. Вводное слово выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Пыль так и осталась с лета и лежала толстым слоем на солнечных часах, статуях, мраморных скамеечках — везде.
  2. В сонном воздухе слышались какие-то звуки, точно кто-то вздыхал, шептался.
  3. Весь день прошёл как нельзя лучше: мы радовались и веселились, как дети.
  4. Некоторые, например, считают, что красный мухомор — самый яркий обитатель леса.
  5. «Ух, как я пустилась бежать!» — вспоминала историю, произошедшую с ней ещё в детстве, бабушка.
А
Б
В

7. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.
  2. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.
  3. Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. С удивлением глядел на подъезжающих молодой человек с красивыми глазами, очень миловидный, однако лицо его было бледно и от веснушек пёстро, как птичье яйцо.
  2. Каждую пятницу Цыганок запрягал в широкие сани гнедого мерина Шарапа, любимца бабушки, и, туго подпоясавшись зелёным кушаком, ехал на базар покупать провизию.
  3. Дунул ветер — на вершине сосны обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи.
  4. Мы знаем, что Солнце — типичная звезда, далеко не самая большая.
  5. Старая мебель, красные с желтоватым обои в гостиной, множество плетёных стульев в столовой, полинялые подушки, рогатые лампы и сумрачные портреты на стенах — всё внушало невольную тоску.
А
Б
В

8. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире.
  2. Уточняющее обстоятельство обособляется.
  3. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Мечта — питательная почва для жизненной программы, путеводная звезда, которая указывает нам нужное направление, делает слышимым голос наших желаний.
  2. Когда я смотрю на Спасскую башню Московского Кремля, ставшую олицетворением столицы, то всегда думаю, что она сродни среднерусскому небу, плывущим облакам, туману, ползущему на рассвете с Москвы-реки.
  3. А.С. Пушкин, как известно, родился в Москве, в Немецкой слободе, там, где теперь пролегает Басманная улица.
  4. Летом вся семья разъехалась: отец — в экспедицию, мать — в Крым, я — на дачу к бабушке.
  5. Мама напомнила мне, что синоптики сегодня не обещают дождя — зонт можно с собой не брать.
А
Б
В

9. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
  2. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
  3. Между частями сложного предложения, соединёнными союзной сочинительной связью, ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Старинные кареты, повозки, представленные в качестве экспонатов в Оружейной палате, особым языком рассказывают о прошлом России: о взаимоотношениях с другими государствами, об укреплении её авторитета на международной арене.
  2. В XIX веке в России уже существовало архивное дело, однако далеко не сразу было осознано значение архивов как собрания исторических источников, которые необходимы для нужд науки.
  3. В Красную книгу занесены животные, птицы, растения, которые находятся под угрозой полного вымирания, а также редкие виды представителей фауны и флоры.
  4. Старинные особняки напоминают в современной Москве случайно появившиеся на улице декорации к опере П.И. Чайковского «Евгений Онегин»: вот-вот выйдет оперный герой, пройдёт семейство Лариных.
  5. Байкал так велик и могуч, что местные жители называют его морем, поэтому в старинной песне так и поётся: «Славное море — священный Байкал!»
А
Б
В

10. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  2. Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
  3. Определение, которое относится к личному местоимению, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Дядя осторожно переходит улицу, отворяет дверь — дверь визжит, дребезжат стёкла.
  2. Лишённый книг, я стал вялым, ленивым, меня начала одолевать незнакомая мне раньше болезненная забывчивость.
  3. Я стоял перед матерью, сгорая от стыда, и сквозь слёзы видел, как печально потемнело её лицо.
  4. Снегири забавно расхаживали по снежному насту, взлетали на сучья кустарников, тепло одетых инеем, и качались на них, как живые цветы.
  5. Анютины глазки — популярные цветы, считающиеся во Франции символом верности.
А
Б
В

(ОБЗ ОГЭ)