Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Тест по русскому языку «ОГЭ-2026. Задание 04. Пунктуационный анализ предложений. Установление соответствий» №4 для 9 класса

1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину, то между частями предложения ставится двоеточие.
  2. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
  3. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Глянула матушка в окно, а там всё бело: и улицы, и плетни, и крыши, и деревья.
  2. Я смотрел на небо: Млечный Путь опоясывал его, ярко сияла Большая Медведица, распахнув крылья, плыло созвездие Лебедь, кучились Плеяды.
  3. Спит вода, спят кувшинки, спят, уткнувшись носами в коряги, рыбы, спят птицы, и только совы летают около костра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.
  4. Виктор почувствовал, как что-то доброе, прекрасное поднимается в его душе.
  5. Три дня напрасно бродил Емеля по лесу с Лыском: оленихи с оленёнком не попадалось.
А
Б
В

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
  2. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
  3. Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Работа в море требует от людей мужества, слаженности и быстроты.
  2. Брат улыбнулся, лукаво прищурив синие, как незабудки, глаза.
  3. И пенится, и ходит океан, и в берег бьёт волной безумной.
  4. И колючей веткой ель в окно стучала, как стучит порою путник запоздалый.
  5. Всё короче и короче становились ночи, а дни становились длиннее и длиннее.
А
Б
В

3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
  2. Обращение выделяется запятыми.
  3. Вводная конструкция отделяется запятой.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Ты, царевич, мой спаситель, мой могучий избавитель.
  2. Повсюду можно было слышать шумные разговоры: в клубе, на улицах, на скамейках у ворот, в домах.
  3. По словам А.А. Блока, «Родина — древнее, бесконечно древнее существо».
  4. Д.С. Лихачёв писал: «Я убеждён, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего в своей семье, в отношениях со своими родными».
  5. Это было поразительное зрелище: ровное ледяное поле медленно и беззвучно выгибалось, силясь в точности повторить очертания пришедшей с моря волны.
А
Б
В

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
  2. Вводное слово выделяется запятыми.
  3. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Увидеть радугу можно только в том случае, если пелена дождя или висящей в воздухе водяной пыли находится перед вами, а солнце — за спиной.
  2. Известный пролог к поэме «Руслан и Людмила», созданной А.С. Пушкиным, напомнил мне лучшие бабушкины сказки, чудесно сжав их в одну.
  3. Можно уверенно утверждать, что «Слово о полку Игореве» — это источник, от которого начались реки русской поэзии.
  4. Природа и человек взаимосвязаны, и эта связь гораздо глубже, чем мы привыкли представлять.
  5. Горные массивы живут своей жизнью, следовательно, изменяются, как и все другие формы рельефа на Земле.
А
Б
В

5. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Обращение отделяется запятой.
  2. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  3. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» — писал А.С. Пушкин в стихотворении «К Чаадаеву».
  2. Набережная, стоявшая на ней публика, рабочие, товарные склады — всё тихонько поплыло назад.
  3. После обеда Каштанка разлеглась посреди комнаты, протянула ноги и, чувствуя приятную истому, завиляла хвостом.
  4. Несмотря на внешнюю мощь и величие, кедр — дерево светолюбивое и нежное.
  5. Листья, пригретые солнцем, падали на мокрые, серые от дождя дорожки.
А
Б
В

6. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
  2. Вводная конструкция выделяется запятыми.
  3. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. На уроке биологии учительница задала странный, на наш взгляд, вопрос: «На каком коне не ездят?»
  2. Хотя Иван нёс домой радостную весть, покоя в его душе не было: сердце то и дело сжималось от волнения.
  3. В степи печально посвистывали суслики, в листве винограда дрожал стеклянный стрёкот кузнечиков, полный диск луны бледнел, удаляясь от земли.
  4. Даже в дождливую погоду зеркальные окна дома сияли, сквозь стёкла отчётливо виднелись тропические растения, обладавшие тайной вечнозелёной жизни.
  5. На утреннем базаре в Симферополе всё блестело от росы: холодная редиска, пучки лука и огромные пионы.
А
Б
В

7. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
  2. Вставная конструкция может выделяться с помощью тире.
  3. Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Один раз — это было в середине зимы — мы с друзьями, не договариваясь заранее, встретились в центре города.
  2. Бывало, то отпрянут волжские волны от набережной в Саратове, то опять они к ней приблизятся.
  3. Книги — корабли мысли, странствующие по волнам времени.
  4. Я хотел приняться за работу — не смог, хотел ничего не делать и не думать — не удалось.
  5. Чтобы стать счастливым, надо не только любить, но и быть любимым.
А
Б
В

8. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Между частями сложного предложения, соединёнными бессоюзной связью, ставится запятая.
  2. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  3. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Орнамент — это узор в виде ритмического чередования геометрических или изобразительных элементов, основанных на растительных и животных мотивах.
  2. Пройдут годы, люди придумают новые машины, побывают на других планетах, а леса будут такими же, и так же будет пригоршнями разбрасывать ветер золотые берёзовые листья.
  3. В Стокгольме есть музей одного экспоната — корабля «Васа», единственного в мире судна ХVII века, деревянные конструкции которого сохранились на 95 %.
  4. В настоящее время ели, относящиеся к семейству сосновых, произрастают во всех зонах умеренного климата Европы, Азии и Северной Америки.
  5. Существует мнение, что состояние здоровья человека на 90 % зависит от условий жизни и лишь на 10 % — от медицины.
А
Б
В

9. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Между однородными членами предложения перед противительным союзом ставится запятая.
  2. Вводное слово выделяется запятыми.
  3. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Море темнело, волны теряли свой блеск, зато небо начало светлеть.
  2. Луна, поднимающаяся над верхушками огромных деревьев, была, кажется, раза в два больше, чем всегда.
  3. В сумерках дорога казалась пустынной и скучной, я развлекал себя, напевая любимые песни.
  4. Аркадий опоздал в школу, зато выспался, был бодрым и успел сделать все домашние дела.
  5. В.Г. Белинский назвал роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» картинами, вставленными в одну раму.
А
Б
В

10. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
  2. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.
  3. Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Древние римляне утверждали: «Поэтом надо родиться, а оратором можно сделаться».
  2. И долго ещё всякая ласка казалась собаке неожиданным чудом, которого она не могла понять, на которое она не могла ответить.
  3. Народный календарь — уникальное явление русской культуры: в нём отражены многовековой опыт наших предков и их наблюдения за окружающим миром.
  4. Начинается река Лена с высоких Байкальских гор и отовсюду: и справа, и слева — принимает многочисленные притоки.
  5. Небо совсем выцвело от зноя, пыльные листья на деревьях чуть съёжились, пожелтев по краям.
А
Б
В

(ОБЗ ОГЭ)