Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Тест по русскому языку «ОГЭ-2026. Задание 04. Пунктуационный анализ предложений. Установление соответствий» №7 для 9 класса

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то после него ставится двоеточие.
  2. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  3. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Двуглавый Эльбрус — высочайшая вершина Европы и своеобразная визитная карточка Северного Кавказа.
  2. Считается, что название «Эльбрус» происходит от персидского слова «эльборос», что означает «блистающий» или «сверкающий».
  3. От ледяного покрова, который покрывает обе его вершины, отходят в стороны 23 ледника, которые питают три крупные реки: Баксан, Малку и Кубань.
  4. Научные исследования показали, что двуглавый исполин является спящим вулканом, последнее извержение которого, вероятно, состоялось в 50 году нашей эры.
  5. О том, что в его недрах сохраняются горячие массы, говорят термальные источники, расположенные поблизости от его склонов.
А
Б
В

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Вводные слова и сочетания слов выделяются запятыми.
  2. Определение, выраженное причастным оборотом, обособляется, если оно стоит после определяемого слова.
  3. Если обобщающее слово стоит после однородных членов предложения, то перед ним ставится тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Сад, клубничные грядки, беседки, сараи, душ, летняя кухня - всё радовало глаз.
  2. Разыскав кабинет заведующего кафедрой минералогии, Ашмарин постучал.
  3. Небо затянула мгла, медленно разгоревшаяся угольно-багряным туманом.
  4. Торжественная тишина, казалось, навечно поселилась в стенах храма науки.
  5. Мелкую добычу жабы схватывают липким языком, а крупную – челюстями.
А
Б
В

3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.
  2. Перед второй частью двойного союза, соединяющего однородные члены, ставится запятая.
  3. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть имеет значение пояснения.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Вокруг была мирная тишина: пели свои песни вечерние жаворонки, просто и спокойно пахло землёй и сладостью полевых цветов.
  2. Я не столько играл в детстве, сколько наблюдал за играющими.
  3. Мы сидим на брёвнах и слушаем, как трещат скворцы, тукают, будто в домике.
  4. Дед низко поклонился Наташе и сказал: «Эх, барыня-красавица, как же я соскучился!»
  5. Всё: и оголённые деревья, и песок, и камни, и крыши домов, и зелёный шпиль церкви – тончайшими линиями было прорисовано в прозрачном воздухе.
А
Б
В

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, выделяется запятыми.
  2. Придаточная часть сложноподчинённого предложения выделяется запятыми.
  3. Определение, выраженное причастным оборотом, выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. На северо-востоке и северо-западе Мадагаскара живёт удивительный зверёк – лемур.
  2. Интересный факт: по мнению зоологов, как на территории Мадагаскара, так и на Африканском континенте некогда водились гигантские лемуры, которые имели вес под 200 кг.
  3. К сожалению, эти лемуры вымерли, не дожив до наших времён.
  4. До 2008 года было известно всего о 31 виде лемуров, но уже сейчас насчитывается более 100 видов, объединённых в пять семейств.
  5. Эти животные предпочитают вести ночной образ жизни, они достаточно осторожные и медлительные создания.
А
Б
В

5. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если обобщающее слово следует за однородными членами предложения, то перед ним ставится тире.
  2. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.
  3. Между однородными членами предложения, не связанными союзами, ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Только что принята срочная радиограмма: надвигается семибалльный шторм.
  2. При развороте яхта резко накренилась, паруса приняли больше ветра.
  3. Город, река, лес - всё наполнено непрерывным шумом.
  4. Возле костра хлопотали дежурные, варили обед.
  5. Скоро вскроется река - нужно готовиться к навигации и рыбной ловле.
А
Б
В

6. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то после него ставится двоеточие.
  2. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  3. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. С помощью длинного языка жираф может срывать листья даже с ветвей, густо покрытых крупными колючками.
  2. Язык у хамелеонов очень длинный: у некоторых видов он превышает в вытянутом состоянии длину всего тела.
  3. Обитая в гористой местности, птицы обустраивают для себя гнезда расщелинах скал.
  4. В это прохладное весеннее утро никто и ничто не стоит на месте - всё двигается: и люди, и машины, и облака, и жёлтые ноздреватые льдины на Неве.
  5. Бизон – ближайший родственник зубра.
А
Б
В

7. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то после него ставится двоеточие.
  2. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.
  3. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. У совы сплюшки имеется ещё одно народное название – зорька.
  2. Несмотря на большой вес и рост, слон очень подвижен.
  3. Форма моллюсков поражает разнообразием, а красота – совершенством.
  4. Коала неподвижно сидит на дереве, охватив ветку или ствол передними лапами.
  5. Окунь обитает в водоёмах разного типа: озёрах, водохранилищах, реках, проточных прудах и солоноватых озерах.
А
Б
В

8. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.
  2. Придаточная часть сложноподчинённого предложения выделяется запятыми.
  3. Если однородным членам предшествует обобщающее слово, а после них предложение продолжается, то перед остальной частью предложения ставится тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Основная пища кенгуру – сочная трава.
  2. Растительные корма: плоды, фрукты, ягоды – входят в состав пищи всех лисиц.
  3. Как и щука, сом – прекрасный санитар водоемов: он поедает ослабевшую, погибшую рыбу, утонувших животных.
  4. Строение тела сома приспособлено для жизни на дне, он редко поднимается в верхние слои воды.
  5. Кенгуру передвигаются большими прыжками, высота которых доходит до трех метров.
А
Б
В

9. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, выделяется запятыми.
  2. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
  3. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. На лужке, вокруг которого расположились избы лесничества, важно расхаживали гуси.
  2. Воробьи смолкли, будто им дирижёр махнул.
  3. К дому, пересекая сад, вела широкая аллея.
  4. Отлогие каменные ступени, постепенно образующие лестницу, двумя крыльями огибали веранду.
  5. Звёзды горят среди чёрных веток, будто далёкие фонарики.
А
Б
В

10. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
  2. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  3. После обобщающего слова перед рядом однородных членов ставится двоеточие.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Отсюда, сверху, всё представляется в мелком масштабе: вековой лес, растущий в долине, кажется мелкой щетиной, а хвойные деревья - тоненькими иглами.
  2. В приросте суши принимали участие три фактора: отрицательное движение береговой линии, наносы реки и морской прибой.
  3. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья.
  4. Отозвалась синица, за ней - вторая, совсем рядом с нами начали перебранку сойки.
  5. Алмаз - камень твёрдый, но хрупкий.
А
Б
В