Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Тест по русскому языку «ОГЭ-2026. Задание 04. Пунктуационный анализ предложений. Установление соответствий» №8 для 9 класса

Автор: Балашова Светлана Николаевна

1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  3. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. После него остались две карты русских открытий в Америке, судовые журналы и отчёт об экспедиции.
  2. Штурман Фёдор Минин - новый начальник второго отряда.
  3. Летом он снова — в Обской губе, из которой на сей раз удалось выйти в море.
  4. Поставил Малыгин на северной оконечности Ямала маяк и, на судне «Обь» обогнув полуостров, вошёл в Обскую губу.
  5. 16 июля, в Ильин день, моряки увидели гигантскую вершину, покрытую ледниками.
А
Б
В

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Между частями сложного предложения ставится запятая.
  3. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Беринг открыл остров Туманный, названный потом именем Чирикова, пять Евдокеевских островов и заснеженный Алеутский хребет на полуострове Аляска.
  2. За верную службу пожалованы были ему земли в Тарусском уезде, на левом берегу Оки.
  3. Недоставало пресной воды, распространялась цинга, от которой умерло уже почти треть людей.
  4. Пётр I именно Чирикова избрал, произведя в лейтенанты, помощником к Берингу при организации Первой Камчатской экспедиции.
  5. Василий Прончищев более всего интересовался астрономией, увлечённо проводил наблюдения в обсерватории Навигацкой школы и этот предмет всегда сдавал вне очереди.
А
Б
В

3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Тире в неполном предложении ставится при пропуске сказуемого (реже – других членов предложения), если это слово восстанавливается из предыдущего текста по смыслу.
  3. Уточняющее обстоятельство места выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. До Якутска — более восьми тысяч вёрст и никаких дорог.
  2. Была поставлена задача — найти пролив, и Беринг решил её вместе с Чириковым.
  3. Из 71 человека, отправившихся в прошлом году на «Св. Петре», вернулись 31.
  4. Назад шли, раздвигая льдины вёслами и баграми.
  5. Пошли на старое место зимовки, на Оленёк.
А
Б
В

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
  3. Вводное слово или словосочетание выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. По словам местных жителей, в ясную погоду оттуда можно было видеть землю.
  2. Чириков в декабре направил в Адмиралтейств-коллегию свой рапорт, впервые содержавший описание северо-западного побережья Северной Америки.
  3. Между островами видели множество тюленей, моржей и белых медведей.
  4. Воду вычерпывали, а она снова поднималась.
  5. На берег отправились пятнадцать матросов, но они не вернулись, пропав без вести.
А
Б
В

5. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Тире в неполном предложении ставится при пропуске сказуемого (реже – других членов предложения), если это слово восстанавливается из предыдущего текста по смыслу.
  3. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Но первым, кто сообщил о сделанных экспедицией открытиях, был Алексей Ильич Чириков, возглавивший экспедицию после гибели капитана-командора Беринга.
  2. Зимовщики боялись цинги, и по совету якутов Прончищев ввёл в рацион питания замороженную сырую рыбу — строганину.
  3. Стеллер два года путешествовал по Камчатке, а потом — на Урале.
  4. Получив назначение в экспедицию, Василий был произведён в лейтенанты.
  5. Уже полярная ночь наступила, когда Прончищев отправил солдата Пермитинова на собаках в Якутск с донесением Берингу.
А
Б
В

6. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Между частями сложного предложения ставится запятая.
  3. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. На следующий год, уже в начале августа, подошли корабли к проливу.
  2. В 1727 году, пробыв 9 лет в гардемаринах, получил первый унтер-офицерский чин — подштурмана-астронома.
  3. Небольшой город, окружавший острог, преобразился.
  4. Уже полярная ночь наступила, когда Прончищев отправил солдата Пермитинова на собаках в Якутск с донесением Берингу.
  5. На берегу Лены началось строительство жилых домов, складов, мастерских.
А
Б
В

7. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  3. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Кит во льдах Карского моря — явление довольно редкое.
  2. А дальше — целая россыпь островов.
  3. Штурман Челюскин записал в судовом журнале: «В самые глухие льды зашли, что по обе стороны, також и впереди нас великие стоячие гладкие льды...».
  4. Экспедиция не дошла до пролива, разделяющего материки, но нанесла на карту берега Камчатки и четырнадцати Курильских островов.
  5. Через них пробился «Якутск» в Оленёкский залив, но не без повреждений: в судне появилась пробоина и в него поступала вода.
А
Б
В

8. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если однородные члены предложения не соединены союзами, а только интонацией, то между ними ставится запятая.
  2. Между частями сложного предложения ставится запятая.
  3. Вводное предложение выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Чириков был рядом с Берингом и в длительном переходе через всю Сибирь, определив по астрономическим измерениям координаты 28-ми пунктов..
  2. Были открыты острова Умнак, Агату, Атту.
  3. Даже сам Чириков, как он писал, «весьма от цинги изнемог».
  4. Для постройки кораблей, пригодных к морскому плаванию, Беринг решил переместиться на Камчатку.
  5. Хабаров сделал городок своей крепостью, из которой совершал набеги на соседние селения.
А
Б
В

9. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.
  3. Вводное слово выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. В тёмные зимние дни при свете свечек трое геодезистов отряда: Прончищев, Челюскин и Чекин — вычертили тушью карту пройденного от Якутска пути — вниз по Лене и вокруг её дельты.
  2. Атласов принялся за дело: организовал соболиный промысел, в котором участвуют подъясачные юкагиры.
  3. Руду, однако, не нашли, и плавание на запад было продолжено.
  4. Немало было высказано сомнений в том, завершил ли в самом деле штурман Челюскин открытие мыса, названного потом его именем.
  5. Только через полтора месяца, в конце октября, показался на горизонте зимовочный дом в Хатангском заливе.
А
Б
В

10. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если однородные члены идут после обобщающего слова, то после него ставится двоеточие.
  2. Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
  3. Уточняющее обстоятельство времени выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. На исходе зимы, в марте, Лаптев направил Челюскина с тремя собачьими упряжками через тундру к устью Пясины.
  2. Удалось пройти вдоль таймырского побережья не более двухсот вёрст, и судно попало во льды.
  3. Возвращаясь в Хатангский залив, Лаптев открыл остров «длиной поперёк более мили».
  4. Организовано было семь отрядов: один — для Камчатки и островов Тихого океана, другой — для Курильских островов и Японии, третий — для внутренней части Северной Сибири.
  5. Острова получили имена святых, соответствующих тому дню, когда было сделано открытие: Андрея, Павла, Фаддея.
А
Б
В

(Предложения из книги В.Маркина «Исторические портреты»)