Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Тест по русскому языку «ОГЭ-2026. Задание 04. Пунктуационный анализ предложений. Установление соответствий» №9 для 9 класса

Автор: Балашова Светлана Николаевна

1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  3. Вводное слово выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Русская земля раздроблена на отдельные княжества, соперничающие друг с другом.
  2. Может быть, кто-то и раньше Никитина побывал в Индии, но не осталось об этом никаких документальных свидетельств.
  3. Лаптев пришёл к убеждению, что морем выполнить задачу отряда — описать берега Таймырского полуострова — не удастся.
  4. Оставленные зимовать у северного склона хребта должны были весной спуститься к Пояркову, но что-то задерживались.
  5. Афанасий Никитин - решительный, смелый и любознательный ходок за три моря, один из первых русских путешественников.
А
Б
В

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
  3. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Не установил тверяк Афанасий Никитин торговых отношений со страной за тремя морями, но он привёз знание.
  2. Возвращался Афанасий Никитин на родину в 1472 году через Турцию, Грузию, Чёрное море, по Днепру и Волге.
  3. Он повёз в Индию персидского жеребца, рассчитывая его выгодно продать.
  4. В Баку Афанасий сел на корабль, доставивший его на южный берег моря Каспийского.
  5. Были открыты Амур, его притоки, остров Сахалин.
А
Б
В

3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Тире в неполном предложении ставится при пропуске сказуемого (реже – других членов предложения), если это слово восстанавливается из предыдущего текста по смыслу.
  3. Уточняющее обстоятельство места выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Особенно подробно описана река Охота, по имени которой назван поставленный в её устье острог, море и впоследствии первый русский портовый город на Тихом океане — Охотск.
  2. В годы властвования Ивана III и совершилось путешествие тверского купца Афанасия Никитина на край света, в Индию.
  3. В труднейшем походе, продолжавшемся три года, погибли восемьдесят человек.
  4. Пока не взломало лёд, казаки сколачивали струги.
  5. Всё лето — по реке против течения.
А
Б
В

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
  3. Вводное слово выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. А пошлины высокие, и на море разбойников много.
  2. Там срубили избу, в которой дождались весны, охотясь на таёжных зверей и птиц.
  3. Но первым европейцем, прошедшим в Индию с севера, был тверской купец Афанасий Никитин.
  4. В море вышли летом 1647 года, но встретили тяжёлые льды, которые заставили вернуться на зимовку в низовья Колымы.
  5. А следующим летом, наконец, приблизились к очень большой реке, до неё оставалось вёрст десять-двенадцать.
А
Б
В

5. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.
  3. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Три недели плыли по течению до впадения в Амур другой большой реки — Сунгари.
  2. 136 бунтовщиков во главе со Степаном Поляковым, захватив суда, ушли вперёд.
  3. Через три года «высочайшим приказом» Вознесенский был произведён в коллежские регистраторы, а в следующем году — в губернские секретари.
  4. Эти послания дошли до Москвы, произвели там сильнейшее впечатление.
  5. Потом был разгромлен двухтысячный отряд маньчжуров, вышедший навстречу русским.
А
Б
В

6. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Между частями сложного предложения ставится запятая.
  3. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. За горным хребтом началась камчатская земля, в которой жили коряки.
  2. Дауры, напуганные нашествием вооружённого отряда, ушли на юг.
  3. Хабаров отправился сначала по торговым делам в Великий Устюг, а потом прибыл на Лену.
  4. В устье Ленского притока Киренга он распахал шестьдесят десятин земли, посеял пшеницу, построил мельницу и соляную варницу.
  5. Весной 1651 года, построив дощаники, казаки поплыли вниз по Амуру.
А
Б
В

7. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  3. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть раскрывает причину того, о чём говорится в первой.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Это хозяйство быстро стало приносить доход: соль тогда была очень дорогим продуктом.
  2. Огромный караван — сотни навьюченных лошадей в сопровождении казаков и участников экспедиции — тронулся в путь.
  3. По данным последних исследований, Дежнёв — помор, и родился он в одной из деревень на реке Пинеге в Архангельской губернии.
  4. Во время плавания Врангель проводил регулярные научные исследования: метеорологические наблюдения, измерения температуры поверхности моря.
  5. Первым большим предприятием Петербургской академии наук, основанной в 1724 году, стала Камчатская экспедиция.
А
Б
В

8. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Вводное слово выделяется запятыми.
  2. Между частями сложного предложения ставится запятая.
  3. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Вышли к Срединному хребту, перевалили через него и спустились в густонаселённую долину реки Камчатки, по течению которой отправились на лодках к морю.
  2. По мнению академика Л.С. Берга, «ни один из сибирских землепроходцев XVII в. и начала XVIII в. не даёт таких содержательных отчётов».
  3. В сентябре 1727 года переправились на западный берег Камчатки, в Большерецк.
  4. В Охотске экспедицию уже ожидало судно «Фортуна», специально для неё построенное.
  5. Поднявшись вверх по Колыме, казаки основали Среднеколымский острог.
А
Б
В

9. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая часть поясняет, дополняет первую.
  3. Вводное слово выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Путь пролёг через Москву, Нижний Новгород, Оренбург, Тобольск.
  2. Четвёртый отряд, поначалу не достигший успеха, привёз едва ли не самые ценные материалы.
  3. В Москве доклад Атласова был всеобъемлющ: в нём содержались сведения о горах, реках, берегах Камчатки, её зверях и рыбе, о жителях — камчадалах и айнах.
  4. Беринг сообщил из Охотска в своём рапорте: «Во время путешествия в Охотск люди терпели великий голод от недостатка провианта: ели ремни, кожи, кожаные штаны и подошвы».
  5. Туман, однако, сделал это плавание безрезультатным.
А
Б
В

10. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Между частями сложного предложения ставится запятая.
  3. Уточняющее обстоятельство места выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Долгое время считалось, что Семён Иванович Дежнёв родился на земле Вологодской, в городе Великий Устюг.
  2. В феврале 1724 года Беринг ушёл в отставку, но по приказу Петра I был восстановлен в чине капитана 1-го ранга.
  3. На сей раз Атласов заметил вулканы, ранее закрытые туманом.
  4. Снаряжение весом в 160 тонн везли из Петербурга, четыреста участников экспедиции разместились на двадцати пяти санях.
  5. Свою службу Беринг начал на Балтийском море, перевозил на грузовом судне лес для строительства крепости в Кронштадте.
А
Б
В

(Предложения из книги В. Маркина «Исторические портреты»)