Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Тест по русскому языку «ОГЭ-2026. Задание 04. Пунктуационный анализ предложений. Установление соответствий» №2 для 9 класса

1. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то после него ставится двоеточие.
  2. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
  3. Вводная конструкция выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Автор известных романов И.А. Гончаров, по мнению критика Н.А. Добролюбова, является прежде всего художником, умеющим выразить полноту явлений жизни.
  2. Птицы, родившиеся на Севере, отлично знали и дорогу на юг, и место зимовки.
  3. Всё: старинная ветряная мельница, видневшаяся вдали рощица ‒ выглядело живым, настоящим.
  4. Устало всё кругом: устал и цвет небес, и ветер, и река, и месяц, что родился.
  5. Листья деревьев, падая на холодную землю, шепчутся, прощаясь навек.
А
Б
В

2. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Уточняющее обстоятельство обособляется.
  2. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  3. Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, отделяется тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. А.П. Чехов считал, что искусство писать – это искусство сокращать.
  2. Молодые деревья, поднявшиеся по краям дороги, давали спасительную тень от зноя, досаждавшего даже к вечеру, а ровно подстриженные кусты, спасая прохожих от любопытных взоров, усиливали прохладу.
  3. В небе кружились хищные птицы ‒ стервятники с мощными клювами.
  4. Внизу, у беспорядочно нагромождённых серых камней, и плещутся, и дышат горько-солёным воздухом волны прилива.
  5. Дорожная пыль, камни, деревянные заборы – всё раскалилось, дышало ленивым жаром.
А
Б
В

3. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. В неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.
  2. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, вывод, то между частями предложения ставится тире.
  3. Согласованные нераспространённые однородные определения, стоящие после определяемого слова, обособляются.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Байкал ‒ величайшее пресноводное озеро мира, жемчужина России.
  2. Стремясь понимать другого человека, мы обретаем и опыт самопознания, начинаем глубже понимать самих себя.
  3. В долинах и оврагах снег был глубок, идти было трудно, но на скатах холмов держался наст – взбираться и съезжать было хорошо.
  4. Ветер забирался в пустые комнаты и в печные воющие трубы, и старый дом, расшатанный, дырявый, полуразвалившийся, вдруг оживлялся странными звуками.
  5. Слова называют явления реальной действительности, которая постоянно изменяется, поэтому у многозначных слов с течением времени одни значения могут утратиться, а другие – появиться.
А
Б
В

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, выделяется тире.
  2. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
  3. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Большой Императорский дворец в Царском селе имел уникальную достопримечательность – Янтарную комнату.
  2. Опираясь на разработанную им систему химических элементов, Д.И. Менделеев предсказал существование нескольких неизвестных ещё химических элементов, описал их важнейшие свойства.
  3. Память – это способность человека запечатлевать, сохранять и воспроизводить то, что он ранее воспринимал, переживал, делал, думал.
  4. Бледное небо синело, звёзды то мигали слабым светом, то исчезали.
  5. Над полем, засеянным рожью, медленно кружит сова – грызуны попрятались в траве, замерли.
А
Б
В

5. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Между подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном падеже, при нулевой связке ставится тире.
  2. Между однородными членами предложения, связанными повторяющимся союзом, ставится запятая.
  3. Вводное слово выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Дорога шла на юг, минуя, деревни, видневшиеся то справа, то слева.
  2. Сказка – воплощённая в поэтической форме мечта человека о прекрасном», ‒ писал К.Г. Паустовский.
  3. Тени от домов лежали на дороге чёрными квадратами, а от деревьев – причудливыми узорами.
  4. Н.М. Карамзин полагал, что наш язык выразителен не только для высокого красноречия поэзии, но и для звуков сердца.
  5. Между тем костёр разгорелся, осветил кроны древних сосен, но от этого, кажется, стал ещё дальше и выше.
А
Б
В

6. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
  2. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
  3. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Из открытых окон запылённых вагонов глядят люди, едущие на Кавказ: знаменитый артист в серой шёлковой шапочке, красивая дама с лорнетом, худой англичанин с трубочкой в зубах.
  2. Стало слышно, как под ногами шедшего шуршала трава и потрескивал бурьян, но за светом костра никого не было видно.
  3. Усталость начала брать своё: кто-то зевнул, кто-то начал стелить постель и укладываться на ночь.
  4. Я бродил не спеша по горам и долинам, засиживался в деревенских харчевнях, мирно беседуя с хозяевами и гостями, или ложился на плоский согретый камень и смотрел, как плыли облака.
  5. Когда бабушка улыбалась, её тёмные, как вишни, глаза вспыхивали приятным светом.
А
Б
В

7. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
  2. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями предложения ставится двоеточие.
  3. Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Лето стояло долго-долго: казалось, наступил необычный двухмесячный август, посылавший тёплые дни один за другим.
  2. Питаются бобры исключительно растительной пищей: болотными и луговыми растениями, водорослями, осокой, корой деревьев.
  3. Дед сидел неподвижно и молча, точно он сросся со стволом дерева, к которому прислонился спиной.
  4. С конца сентября наши сады пустели, погода, по обыкновению, круто менялась.
  5. По жилам Ярославцева полилась холодная тоска, сжав ему сердце предчувствием чего-то неотразимого, и, подавленный ею, он тихо заснул.
А
Б
В

8. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Обстоятельство с предлогом несмотря на, которое имеет уступительное значение, обособляется.
  2. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
  3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то после него ставится двоеточие.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Несмотря на то что уже светило солнце, промокшая одежда не сохла, липла к телу, раздражала.
  2. Я приехал как раз вовремя: поезд стоял у платформы, будто бы дожидаясь меня.
  3. Несмотря на вечернюю пору, в воздухе чувствовалась духота, и в отдалении уже погрохатывало.
  4. Взрослые понять не могут, как много нового и неожиданного встречается детям по пути домой: то удивительной красоты листочек, то яркое стёклышко, блестящее в траве, то невиданной красоты собака или кошка.
  5. Ася сломала длинную ветку, положила её себе на плечо, как ружьё, повязала себе голову шарфом.
А
Б
В

9. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Между частями сложного бессоюзного предложения ставится запятая.
  2. Обстоятельство, выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
  3. Если первая и вторая части сложного бессоюзного предложения противопоставлены по смыслу, то между частями предложения ставится тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Хорошо сидеть одному на краю снежного поля, слушая, как в хрустальной тишине морозного дня щебечут птицы.
  2. Мутно-золотая заря блёкла в облаках за полями, отсвечивала в лужах, мокро и зелено было в полях.
  3. Ни души не было кругом – только овсянки, сидя под дождём на высоких кустах, звенели на весь лес.
  4. Если смотреть из окна прямо, можно увидеть крыши, точно лодки, опрокинутые вверх дном в зелёных волнах садов.
  5. Уйти нельзя было, а остаться – опасно.
А
Б
В

10. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на результат, то между частями предложения ставится тире.
  2. Между частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
  3. Между частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. В воздухе стояла мгла, из белесоватого небо стало синим, дальних гор совсем не было видно.
  2. Однажды после обеда – обедали в полдень – Митя вышел из дома и, никуда не торопясь, вышел в сад.
  3. Облако пройдёт – озеро опять заблестит, нивы обольются точно золотом.
  4. Дожди смочили землю, и теперь она скрадывает и топот конских копыт, и шорох собачьих лап.
  5. Родная земля – самое дорогое, что нам дано для жизни.
А
Б
В

(ОБЗ ОГЭ)