Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Текст. Функционально-смысловые типы речи для 5 класса

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

1Определите, какой тип речи представлен в предложениях. Запишите ответ.

Зоологический сад пробуждается. Сперва открыл глаза лев. Он потряс головой и выгнул спину, как огромный рыжий кот. После этого потянулся и стал точить когти. (Яковлев Ю.)

2Определите, какой тип речи представлен в предложениях. Запишите ответ.

В чём же было преимущество этой породы собак? Оказывается, хаски очень выносливы и могут бежать с огромной скоростью. Их не пугают северные заснеженные равнины, они способны быстро перевозить людей из одного пункта назначения в другой.

3Определите, какой тип речи представлен в предложениях. Запишите ответ.

Отец Никишки огромный, бородатый, в новых сапогах, с ножом на поясе, в брезентовой робе. Руки у него красные, лицо бурое, борода светлая, а глаза резкие, пристальные, под густыми бровями. (Казаков Ю.)

4Определите, какой тип речи представлен в предложениях. Запишите ответ.

Дача стоит на опушке леса и обращена лицом на юго-запад. Перед ней — поле. Летом на нём волнуется рожь и серебрится ячмень. За полем — говорливая речка, за речкой — лес, в котором прячутся дома и взметнулась колокольня старинной церкви.

5Определите, какой тип речи представлен в предложениях. Запишите ответ.

Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья. (Орешкин И.)

6Определите, какой тип речи представлен в предложениях. Запишите ответ.

Дед побежал по кочкам, спотыкался, падал, дым выедал ему глаза, а сзади был уже слышен широкий гул и треск пламени. В это время из-под ног у деда выскочил заяц. Он бежал медленно и волочил задние лапы. (Паустовский К.)

7Определите, какой тип речи представлен в предложениях. Запишите ответ.

На базарной площади было очень пусто, знойно; извозчичьи лошади дремали около водоразборной будки, и на головах у них были надеты соломенные шляпы. (Паустовский К.)

8Определите, какой тип речи представлен в предложениях. Запишите ответ.

Как старый лесной житель, дед знал, что звери гораздо лучше человека чуют, откуда идёт огонь, и всегда спасаются. Гибнут они только в тех редких случаях, когда огонь их окружает. (Паустовский К.)

9Определите, какой тип речи представлен в предложениях. Запишите ответ.

На вид моему знакомому было пятьдесят. Это был плотный, среднего роста мужчина, одетый в вышитую косоворотку и брюки навыпуск. На ногах у него мягкие валяные туфли, обшитые по краям зелёной бархо́ткой, а на голове глубокий, закрывавший козырьком глаза картуз. Небольшие глаза почти без бровей поглядывали с хитрецой. (Минх Н.)

10Определите, какой тип речи представлен в предложениях. Запишите ответ.

Без знаний, без широкого кругозора нельзя сделать и шага вперёд. Красивый человек в нашем понимании — это человек гармонически развитый. Так, по пути утверждения гармонии шли Леонардо да Винчи, Лев Толстой. Необозримо широк был круг их интересов, глубока связь с жизнью, неукротимо стремление познать неизведанное. (Коненков С. Т.)