Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 149
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

Готовимся к ЕГЭ-2018. Текст. Орфоэпия. Лексика №2 для 11 класса

Автор: Пивоварова Нина Викторовна

Часть "1"

Ответами к заданиям 1–25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Чеховская краткость на первых порах была печальной необходимостью, <...> петербургские «Оскол­ки» и дру­гие журнальчики, с которыми сотрудничал Чехов, публиковали «мелочиш­ки» в две-три страницы. (2)Привычка пи­сать крат­ко позже станет главной чертой чеховcкого стиля, его визитной кар­точ­кой: «Умею коротко говорить о длинных вещах». (З)Ко­рот­ко о длинных предметах позволяла сказать прежде всего чеховcкая деталь, заменявшая подробные, романные описания штрихом, намёком, по которому внимательный читатель мог восстановить целое.

11.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Чехов не мог пи­сать длинные рассказы, так как формат журналов, в которых он публиковал­ся, был мал.

2) За годы сотрудничества в петербургских журналах Чехов привык писать кратко, и эта привыч­ка стала глав­ной чер­той его твор­че­ства.

3) Чеховская деталь, в которой концентрировалось многое, помогала сказать кратко о самом глав­ном.

4) Чехов гордился тем, что умел о мно­гом писать крат­ко.

5) Уме­ние писать коротко, ис­поль­зо­вать детали, заме­няв­шие длинные описания, было вначале не­об­хо­ди­мо­стью, а затем стало визитной карточкой Чехова



2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

однако

вопреки этому

так как

кроме того



3Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова СТИЛЬ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Напишите цифру, соответ­ству­ю­щую этому значе­нию в словарной ста­тье.

СТИЛЬ, -я; м.

1) Совокупность черт, близость выразитель­ных ху­до­же­ствен­ных приёмов и средств, обу­слов­ли­ва­ю­щие собой един­ство ка­ко­го-н. на­прав­ле­ния в твор­че­стве. На­ци­о­наль­ный с. в жи­во­пи­си. Ар­хи­тек­тур­ные стили.

2) Метод, со­во­куп­ность приёмов какой-н. работы, де­я­тель­но­сти, по­ве­де­ния. С. в ра­бо­те. С. ру­ко­вод­ства. С. плавания. С. это че­ло­век (афо­ризм).

3) Совокупность приёмов использования языко­вых средств для вы­ра­же­ния тех или иных идей, мыс­лей в раз­лич­ных усло­ви­ях ре­че­вой прак­ти­ки, слог 2. На­уч­ный, публицистиче­ский с. Вы­со­кий с.

4) Со­во­куп­ность приёмов ис­поль­зо­ва­ния языковых средств, а также во­об­ще сред­ства ху­до­же­ствен­ной вы­ра­зи­тель­но­сти, опре­де­ля­ю­щие свое­об­ра­зие творче­ства пи­са­те­ля, от­дель­но­го про­из­ве­де­ния. С. До­сто­ев­ско­го. С. ко­ме­дии Гри­бо­едо­ва «Горе от ума». С. басен Кры­ло­ва.

5) Общ­ность ху­до­же­ствен­ных приёмов, ха­рак­тер­ных для ка­ко­го-н. ли­те­ра­тур­но­го жанра, на­прав­ле­ния, школы, эпохи. С. сатирической публицистики. Одический, элегический, эпический с. С. ли­те­ра­ту­ры ро­ман­тиз­ма. С. по­этов пуш­кин­ской пле­я­ды. С. «натуральной школы».



4В одном из при­ведённых ниже слов допущена ошибка в по­ста­нов­ке ударе­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Выпиши­те это слово.

включАт

квартАл

опломбИровать

обод­рИть

послАла



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ИС­КУС­СТВЕН­НЫЙ мёд производят из свекловичного или тростникового сахара.

Отец дал мне ДЕЛЬ­НЫЙ совет: перепревшие древесные опилки лист­вен­ных пород яв­ля­ют­ся хо­ро­шим раз­рых­ли­те­лем для почвы.

С.Я. Мар­шак стал одним из ЗАЧИНЩИ­КОВ советской детской литературы.

Наша школьная команда по волейболу удач­но выступила на ОТБОРОЧНЫХ соревнованиях.

Мы любовались работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого сто­ле­тия.



20Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.


Прочитайте текст и выполните задания 21–25.

(1)Это избитая истина: как только вспомнишь юность, становится грустно. (2)Вероятно, потому, что сразу вспоминаешь друзей своей юности. (3)И в первую очередь уже погибших друзей.

(4)Здесь, возле памятника Крузенштерну, я последний раз в жизни видел Славу.

(5)Он шёл по ветру навстречу мне, подняв воротник шинели и тем самым лишний раз наплевав на все правила ношения военно-морской формы. (6)На Славкиной шее красовался шерстяной шарф голубого цвета, а флотский офицер имеет право носить только чёрный или совершенно белый шарф. (7)Из-за отворота шинели выглядывали «Алые паруса» Грина. (8)А фуражка, оснащённая совершенно неформенным «нахимовским» козырьком, выпиленным из эбонита, сидела на самых ушах Славки.

(9)Надо сказать, что за мою юношескую жизнь творения Александра Грина несколько раз делались чуть ли не запретными. (10)А Славка всегда хранил верность романтике и знал «Алые паруса» наизусть.

(11) – Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я.

(12) – У меня недавно было воспаление среднего уха, старик, – сказал он.

(13)Мы не виделись несколько лет. (14)Я служил на Севере, а он на Балтике. (15)Я плавал на аварийно-спасательных кораблях и должен был уметь спасать подводные лодки. (16)А он плавал на подводных лодках.

(17) – Здорово! – сказал я.

(18) – Здорово! – сказал он.

(19)И мы пошли в маленькую забегаловку в подвале поговорить.

(20)Я уговаривал его бросить подводные лодки. (21)Нельзя существовать в условиях частых и резких изменений давления воздуха, если у тебя болят уши.

(22) – Потерплю, – сказал Славка. (23) – Я уже привык к лодкам. (24)Я люблю их.

(25)Через несколько месяцев он погиб вместе со своим экипажем.

(26)Оставшись без командира, он принял на себя командование затонувшей подводной лодкой. (27)И двое суток провёл на грунте, борясь за спасение корабля. (28)Когда сверху приказали покинуть лодку, он ответил, что они боятся выходить наверх – у них неформенные козырьки на фуражках, а наверху много начальства. (29)Там действительно собралось много начальства. (30)И это были последние слова Славы, потому что он-то знал, что уже никто не может выйти из лодки. (31)Но вокруг него в отсеке были люди, и старший помощник командира считал необходимым острить, чтобы поддержать в них волю. (32)Шторм оборвал аварийный буй, через который осуществлялась связь, и больше Слава ничего не смог сказать.

(33)Когда лодку подняли, старшего помощника нашли на самой нижней ступеньке трапа к выходному люку. (34)Его подчинённые были впереди него. (35)Он выполнил свой долг морского офицера до самого конца. (36)Если бы им удалось покинуть лодку, он вышел бы последним. (37)Они погибли от отравления. (38)Кислородная маска с лица Славы была сорвана, он умер с открытым лицом, закусив рукав своего ватника.

(По В. Конецкому*)

*Виктор Викторович Конецкий (1929-2002 гг.) - прозаик, сценарист, капитан дальнего плавания

21Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Укажите номера ответов.

1) Автор тек­ста, как и Слава, слу­жил во флоте.

2) Экипаж отказался покинуть лодку, потому что у многих на фуражках были не­фор­мен­ные ко­зырь­ки.

3) У Славы были проблемы со здо­ро­вьем, но он не хотел остав­лять службу на под­лод­ке.

4) Слава был стар­шим помощ­ни­ком ко­ман­ди­ра под­лод­ки.

5) Слава погиб, но его подчинённые су­ме­ли покинуть лодку.



22Какие из пе­ре­чис­лен­ных утверждений являют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) Предло­же­ния 5–8 включают описание.

2) Предложение 21 объясняет содержание предложения 20.

3) Предложения 25–28 включают повествование.

4) Предложение 32 содержит вывод рассуждения.

5) Предложения 1-3 содержат повествование.



23Укажи­е слово, употреблённое в переносном значении. Выпишите его.

шёл (предложение 5)

выглядывали (предложение 7)

корабль (предложение 15)

ступенька (предложение 33)



24Среди предложений 29–35 найдите такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим при по­мо­щи при­тя­жа­тель­но­го и лич­но­го ме­сто­име­ний. Напиши­те номер этого предложения.



Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

25«Рас­сказ о по­гиб­шем друге В. Конец­кий на­чи­на­ет с опи­са­ния его внеш­не­го вида. Опи­сы­вая «со­вер­шен­но не­фор­мен­ную» одеж­ду мор­ско­го офи­це­ра, автор ис­поль­зу­ет лек­си­че­ское сред­ство — (А)_____ («на­пле­вав» в пред­ло­же­нии 5). С по­мо­щью та­ко­го приёма, как (Б)_____ (в пред­ло­же­нии 6), в этом опи­са­нии по­на­ча­лу создаётся образ офи­це­ра, пре­не­бре­га­ю­ще­го пра­ви­ла­ми. Од­на­ко автор хо­ро­шо видит ос­нов­ную черту по­гиб­ше­го друга и, на­зы­вая её, ис­поль­зу­ет троп — (В)_____ («хра­нил в серд­це вер­ность ро­ман­ти­ке» в пред­ло­же­нии 10). Сквозь ла­ко­нич­ный, по-муж­ски сдер­жан­ный рас­сказ о ги­бе­ли друга про­ры­ва­ют­ся эмо­ции ав­то­ра, о чём сви­де­тель­ству­ют ко­рот­кие, от­ры­ви­стые пред­ло­же­ния и приём — (Г)_____ (пред­ло­же­ния 26-27)».

Спи­сок терминов:

1) умол­ча­ние

2) про­ти­во­по­став­ле­ние

3) ги­пер­бо­ла

4) пар­цел­ля­ция

5) эпи­те­ты

6) про­сто­реч­ное слово

7) экс­прес­сив­ный по­втор

8) ри­то­ри­че­ский во­прос

9) ме­та­фо­ра



(По материалам ОБЗ ФИПИ)

Ваше имя: