Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 17
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ-2019. Текст. Орфоэпия. Лексика №2 для 11 класса

Автор: Пивоварова Нина Викторовна

Часть 1

Ответами к заданиям 1–25 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Запишите ответ в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Чеховская краткость на первых порах была печальной необходимостью, <...> петербургские «Осколки» и другие журнальчики, с которыми сотрудничал Чехов, публиковали «мелочишки» в две-три страницы. (2)Привычка пи­сать кратко позже станет главной чертой чеховcкого стиля, его визитной карточкой: «Умею коротко говорить о длинных вещах». (З)Коротко о длинных предметах позволяла сказать прежде всего чеховcкая деталь, заменявшая подробные, романные описания штрихом, намёком, по которому внимательный читатель мог восстановить целое.

11.Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) Чехов не мог писать длинные рассказы, так как формат журналов, в которых он публиковал­ся, был мал.

2) За годы сотрудничества в петербургских журналах Чехов привык писать кратко, и эта привычка стала главной чертой его творчества.

3) Чеховская деталь, в которой концентрировалось многое, помогала сказать кратко о самом главном.

4) Чехов гордился тем, что умел о многом писать кратко.

5) Умение писать коротко, использовать детали, заменявшие длинные описания, было вначале необходимостью, а затем стало визитной карточкой Чехова



2Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).

однако

вопреки этому

так как

кроме того



3Прочитайте словарную статью, в которой приведены значения слова СТИЛЬ. Определите, в каком значении это слово использовано в предложении 2. Напишите цифру, соответствующую этому значению в словарной статье.

СТИЛЬ, -я; м.

1) Совокупность черт, близость выразитель­ных художественных приёмов и средств, обусловливающие собой единство какого-н. направления в творчестве. Национальный с. в живописи. Архитектурные стили.

2) Метод, совокупность приёмов какой-н. работы, деятельности, поведения. С. в работе. С. руководства. С. плавания. С. это человек (афо­ризм).

3) Совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики, слог 2. Научный, публицистический с. Высокий с.

4) Совокупность приёмов использования языковых средств, а также вообще средства художественной выразительности, определяющие своеобразие творчества писателя, отдельного произведения. С. Достоевского. С. комедии Грибоедова «Горе от ума». С. басен Крылова.

5) Общность художественных приёмов, характерных для какого-н. литературного жанра, направления, школы, эпохи. С. сатирической публицистики. Одический, элегический, эпический с. С. литературы романтизма. С. поэтов пушкинской плеяды. С. «натуральной школы».



4В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО вы­делена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

включАт

квартАл

опломбИровать

ободрИть

послАла



5В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

ИСКУССТВЕН­НЫЙ мёд производят из свекловичного или тростникового сахара.

Отец дал мне ДЕЛЬНЫЙ совет: перепревшие древесные опилки лиственных пород являются хорошим разрыхлителем для почвы.

С. Я. Маршак стал одним из ЗАЧИНЩИКОВ советской детской литературы.

Наша школьная команда по волейболу удач­но выступила на ОТБОРОЧНЫХ соревнованиях.

Мы любовались работой ИСКУСНЫХ ювелиров прошлого столетия.



20Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Врач обнаружил нарушение двигательной моторики желудка.


Прочитайте текст и выполните задания 21–25.

(1)Это избитая истина: как только вспомнишь юность, становится грустно. (2)Вероятно, потому, что сразу вспоминаешь друзей своей юности. (3)И в первую очередь уже погибших друзей.

(4)Здесь, возле памятника Крузенштерну, я последний раз в жизни видел Славу.

(5)Он шёл по ветру навстречу мне, подняв воротник шинели и тем самым лишний раз наплевав на все правила ношения военно-морской формы. (6)На Славкиной шее красовался шерстяной шарф голубого цвета, а флотский офицер имеет право носить только чёрный или совершенно белый шарф. (7)Из-за отворота шинели выглядывали «Алые паруса» Грина. (8)А фуражка, оснащённая совершенно неформенным «нахимовским» козырьком, выпиленным из эбонита, сидела на самых ушах Славки.

(9)Надо сказать, что за мою юношескую жизнь творения Александра Грина несколько раз делались чуть ли не запретными. (10)А Славка всегда хранил верность романтике и знал «Алые паруса» наизусть.

(11) – Ты бы хоть воротник опустил, – сказал я.

(12) – У меня недавно было воспаление среднего уха, старик, – сказал он.

(13)Мы не виделись несколько лет. (14)Я служил на Севере, а он на Балтике. (15)Я плавал на аварийно-спасательных кораблях и должен был уметь спасать подводные лодки. (16)А он плавал на подводных лодках.

(17) – Здорово! – сказал я.

(18) – Здорово! – сказал он.

(19)И мы пошли в маленькую забегаловку в подвале поговорить.

(20)Я уговаривал его бросить подводные лодки. (21)Нельзя существовать в условиях частых и резких изменений давления воздуха, если у тебя болят уши.

(22) – Потерплю, – сказал Славка. (23) – Я уже привык к лодкам. (24)Я люблю их.

(25)Через несколько месяцев он погиб вместе со своим экипажем.

(26)Оставшись без командира, он принял на себя командование затонувшей подводной лодкой. (27)И двое суток провёл на грунте, борясь за спасение корабля. (28)Когда сверху приказали покинуть лодку, он ответил, что они боятся выходить наверх – у них неформенные козырьки на фуражках, а наверху много начальства. (29)Там действительно собралось много начальства. (30)И это были последние слова Славы, потому что он-то знал, что уже никто не может выйти из лодки. (31)Но вокруг него в отсеке были люди, и старший помощник командира считал необходимым острить, чтобы поддержать в них волю. (32)Шторм оборвал аварийный буй, через который осуществлялась связь, и больше Слава ничего не смог сказать.

(33)Когда лодку подняли, старшего помощника нашли на самой нижней ступеньке трапа к выходному люку. (34)Его подчинённые были впереди него. (35)Он выполнил свой долг морского офицера до самого конца. (36)Если бы им удалось покинуть лодку, он вышел бы последним. (37)Они погибли от отравления. (38)Кислородная маска с лица Славы была сорвана, он умер с открытым лицом, закусив рукав своего ватника.

(По В. Конецкому*)

*Виктор Викторович Конецкий (1929-2002 гг.) - прозаик, сценарист, капитан дальнего плавания

21Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Автор текста, как и Слава, служил во флоте.

2) Экипаж отказался покинуть лодку, потому что у многих на фуражках были неформенные козырьки.

3) У Славы были проблемы со здоровьем, но он не хотел оставлять службу на подлодке.

4) Слава был старшим помощником командира подлодки.

5) Слава погиб, но его подчинённые сумели покинуть лодку.



22Какие из пе­ре­чис­лен­ных утверждений являют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) Предложения 5–8 включают описание.

2) Предложение 21 объясняет содержание предложения 20.

3) Предложения 25–28 включают повествование.

4) Предложение 32 содержит вывод рассуждения.

5) Предложения 1-3 содержат повествование.



23Укажи­е слово, употреблённое в переносном значении. Выпишите его.

шёл (предложение 5)

выглядывали (предложение 7)

корабль (предложение 15)

ступенька (предложение 33)



24Среди предложений 29–35 найдите такое, которое связано с предыдущим при помощи притяжательного и личного местоимений. Напишите номер этого предложения.



Прочитайте фрагмент рецензии. В нём рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставьте на места про­пусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

25«Рассказ о погибшем друге В. Конецкий начинает с описания его внешнего вида. Описывая «совершенно неформенную» одежду морского офицера, автор использует лексическое средство — (А)_____ («наплевав» в предложении 5). С помощью такого приёма, как (Б)_____ (в предложении 6), в этом описании поначалу создаётся образ офицера, пренебрегающего правилами. Однако автор хорошо видит основную черту погибшего друга и, называя её, использует троп — (В)_____ («хранил в сердце верность романтике» в предложении 10). Сквозь лаконичный, по-мужски сдержанный рассказ о гибели друга прорываются эмоции автора, о чём свидетельствуют короткие, отрывистые предложения и приём — (Г)_____ (предложения 26-27)».

Список терминов:

1) умолчание

2) противопоставление

3) гипербола

4) парцелляция

5) эпитеты

6) просторечное слово

7) экспрессивный повтор

8) риторический вопрос

9) метафора



(По материалам ОБЗ ФИПИ)