Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 43
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Задание С5. Темы сочинений

Темы по творчеству Ахматовой А.А.

1. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А.А.Ахматовой?

2. Как в творчестве А.А.Ахматовой раскрывается тема личности и истории?

3. Как развивается тема материнского страдания в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»?

4. Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия А.А. Ахматовой — это русская психологическая проза XIX века, переложенная на стихи? Аргументируйте свою точку зрения.

Темы по творчеству Блока А.

1. В чём своеобразие любовной лирики А.А. Блока?

2. Как в лирике А.А. Блока отобразились прошлое и настоящее России?

3. Каким образом финал поэмы А.А. Блока «Двенадцать» связан с её основным содержанием?

4. Что определяет драматизм звучания стихов А.А. Блока о России?

Темы по творчеству Булгакова М.

1. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема «настоящей, верной, вечной любви»? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита»).

2. Как в прозе М.А. Булгакова раскрывается тема нравственного выбора человека? (По роману «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

3. Какими качествами обладают любимые герои автора в булгаковской прозе? (По роману М.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита».)

4. Похожа ли Маргарита на героинь предшествующей литературы или это новый тип героини? (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

5. Почему главный герой романа М.А. Булгакова — Мастер — не называется в тексте по имени? (По роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».)

6. Почему «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова — это «роман в романе»?

Темы по творчеству Бунина И.А.

1. Как в прозе И. А. Бунина раскрывается тема земного и вечного?

2. Каковы нравственные уроки рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско»?

3. Почему в рассказе И.А. Бунина Господин из Сан-Франциско ни у героя, ни у его жены и дочери нет собственных имён?

Темы по творчеству Гоголя Н.В.

1. В чём главная причина временного «воцарения» Хлестакова в уездном городишке N? (По комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».)

2. В чём новаторство драматического конфликта комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

3. В чём проявляется уродливость быта чиновничьего города? (По пьесе Н.В.Гоголя «Ревизор».)

4. В чём смысл финальной сцены комедии Гоголя «Ревизор»?

5. Зачем Н.В. Гоголь включает в текст поэмы «Мёртвые души» историю жизни П.И. Чичикова? (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».)

6. Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».)

7. Можно ли назвать Ноздрёва - неугомонного, бойкого, «исторического» человека - «мёртвой душой»? (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».)

8. Над чем смеется и о чём грустит автор комедии «Ревизор»?

9. Почему Н.В. Гоголь называет городничего, так легко одураченного Хлестаковым, «неглупым человеком»? (По пьесе Н.В. Гоголя «Ревизор»)

10. Почему Н.В. Гоголь открывает галерею образов помещиков Маниловым, а заканчивает Плюшкиным? (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».)

11. Почему среди персонажей комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» нет положительного героя?

12. Почему судьба так жестоко обошлась с Акакием Акакиевичем после того, как он обрел, наконец, свою мечту? (По повести Н.В. Гоголя «Шинель»)

13. Чичиков - сильная личность или «человек с мелкими страстями»? (По поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души».)

14. Что внутренне объединяет «отцов города» и помещиков в поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»?

15. Что, по-вашему, является действительным предметом осмеяния в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

16. Что такое хлестаковщина? (По пьесе Н. В. Гоголя «Ревизор».)

Темы по творчеству Гончарова И.А.

1. Как вы понимаете явление «обломовщины»? (По роману И. А. Гончарова «Обломов».)

2. Можно ли утверждать, что, женившись на Пшеницыной, Обломов воплотил свой жизненный идеал? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

3. Почему Агафья Пшеницына оказалась для Обломова ближе Ольги Ильинской? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

4. Почему всех своих посетителей бесцельно лежащий на диване Обломов называет «несчастными» людьми? (По роману И.А. Гончарова «Обломов»)

5. Почему Ольге Ильинской не удалось «воскресить» Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».)

Темы по творчеству Горького М.

1. В чём неоднозначность образа Сатина в пьесе М.Горького «На дне»?

2. В чём смысл названия пьесы М. Горького «На дне»?

3. Как в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» отображен идеал и антиидеал человека?

4. Какие нравственные вопросы решает М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль»?

5. Какие черты романтизма присущи рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»?

6. Какова роль композиции в раскрытии идейного содержания рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»?

7. Можно ли считать Луку, который говорит о себе: «Мяли много, потому мягок» — добрым человеком? (По пьесе М.Горького «На дне».)

8. Почему мечта ночлежника подняться со дна для большинства из них оказывается несбыточной? (По пьесе М.Горького «На дне».)

9. Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (По рассказу М. Горького «Старуха Изергиль».)

Темы по творчеству Грибоедова А.С.

1.В чём смысл сопоставления образа Чацкого с образом Репетилова?

2. В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?

3. Видит ли автор в Чацком идеального героя?

4. Если Чацкий олицетворяет в комедии «век нынешний», то к какому «веку» следует отнести Софью?

5. Как, с вашей точки зрения, автор относится к Фамусову?

6. Кто, по-вашему, Софья: единомышленница Чацкого или защитница фамусовского общества?

7. Почему в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» так много второстепенных персонажей?

8. Почему в комедии много внесценических и эпизодических персонажей?

9. Почему нельзя безоговорочно согласиться с оценкой Молчалина Чацким («ума в нём только мало»)? В чем заключается ум Молчалина?

10. Почему Софья предпочитает незаметного Молчалина блистательному Чацкому?

11. Почему Чацкий не поверил Софье, когда она призналась, что ей нравится Молчалин?

12. Прокомментируйте утверждение самого А.С. Грибоедова о том, что в его комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека. (По пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума».)

13. Что мешает отнести Софью к «фамусовскому обществу?

14. Что определило любовный выбор Софьи Фамусовой?

15. Что скрывается за фразой Гончарова «Чацкие живут и не переводятся в обществе»?

16. С какой целью Софья выдумывает и рассказывает свой сон?

17. Софья – главная виновница «мильона терзаний» Чацкого или ей достался свой «мильон терзаний»?

18. Является ли Чацкий романтическим героем?

Темы по творчеству Достоевского Ф.М.

1. В чём главный изъян теории Раскольникова, предопределивший её крах? (По роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».)

2. Какова роль эпилога в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

3. Какую роль в судьбе Родиона Раскольникова сыграл следователь Порфирий Петрович? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

4. Кого из героев романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» можно назвать «психологическими двойниками» Раскольникова?

5. Почему именно Соня Мармеладова смогла привести Раскольникова к признанию в совершенном преступлении?

6. Почему Лужин антипатичен Раскольникову? (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

ПРОЧИТАТЬ СОЧИНЕНИЕ

7. «Себя» или «старушонку» убил Родион Раскольников? Свой ответ аргументируйте. (По роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».)

8. Чем объясняется внутренняя противоречивость Родиона Раскольникова? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».)

Темы по творчеству Есенина С.

Каким предстает образ родного дома в лирике С.А. Есенина?

Темы по творчеству Лермонтова М.Ю.

1. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова?

2. В чём трагедия «лермонтовского» поколения? (По лирике М.Ю. Лермонтова.)

3. В чём трагизм звучания темы поэта и поэзии в творчестве М.Ю. Лермонтова?

4. Как в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри» отражено столкновение мечты с действительностью?

5. Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

6. Почему роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» назван в критике социально-психологическим?

7. Почему роман М.Ю. Лермонтова состоит не из глав, а из отдельных законченных повестей? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

8. Почему события, раскрывающие «историю души» Печорина, происходят не в Петербурге, а на Кавказе? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

9. С какой целью автор романа «Герой нашего времени» нарушил хронологический порядок его глав?

10. Сострадания или осуждения заслуживает Печорин? (по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».)

Темы по творчеству Жуковского В.А.

1. Почему в поэзии Жуковского часто звучит тема потустороннего мира, и какие русские поэты обращались к подобной тематике?

2. Какие черты устного народного творчества нашли отражение в балладе «Светлана»?

3. Какую интерпретацию получает традиционный балладный мотив судьбы в «Светлане»?

Темы по творчеству Маяковского В.В.

1. В чём своеобразие взгляда В. В. Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта?

2. Какие жизненные явления представляют наибольший интерес для Маяковского-сатирика и почему?

3. Каков лирический герой В.В. Маяковского: оптимистически настроенный герой великой эпохи или трагическая страдающая личность?

4. Против чего протестует герой ранней лирики В.В.Маяковского?

5. Что определяет драму лирического героя в ранней и поздней лирике В. Маяковского?

Темы по творчеству Некрасова Н.А.

1. В чём противоречивость изображения Н.А. Некрасовым крестьянской Руси? (По лирике поэта ил по поэме «Кому на Руси жить хорошо».)

2. Каким предстаёт русское крестьянство в лирике Н.А. Некрасова?

3. Почему в поэме «Кому на Руси жить хорошо» автор подвергает осуждению не только помещичий деспотизм, но и добровольное холопство?

4. Почему Н.А. Некрасов называл свою поэтическую музу - музой «мести и печали»?

5. С чем связана особая эмоциональность произведений Н.А. Некрасова, обращённых к народной теме?

Темы по творчеству Островского А.Н.

1. В чём заключается нравственный смысл пьесы А.Н.Островского «Гроза»?

2. В чём смысл сопоставления образов Катерины и Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».)

3. Как в драме А.Н. Островского «Гроза» перекликаются тема любви и тема совести?

4. Какой смысл несёт в себе название драмы А.Н. Островского «Гроза»?

5. Какую роль играет образ Кулигина в пьесе? (По драме А.Н. Островского «Гроза».)

Темы по творчеству Пастернака Б.

1. В чём своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б.Л. Пастернака?

2. Согласны ли вы с утверждением М.И. Цветаевой, называвшей Б.Л. Пастернака «прежде всего поэтом природы»? Свою позицию обоснуйте.

Темы по творчеству Пушкина А.С.

1. В чём, по-вашему, своеобразие художественного решения конфликта поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник»?

2. В чём суть конфликта поэта и толпы в лирике А.С. Пушкина?

3. В чём суть противопоставления сестёр Лариных в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»?

4. Как смысл эпиграфа к роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка» соотносится с судьбами героев произведения?

5. Каково место и значение образа Савельича в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?

6. Почему в финале шестой главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит тема прощания автора с юностью, поэзией и романтизмом?

7. Почему две незаурядные личности - Онегин и Татьяна, - не смогли обрести счастье в любви? (По роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин».)

8. Почему скромная дочь капитана Миронова заняла столь значителньое место в сюжете романа? (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка».)

9. Почему судьба благоволит простосердечному Гринёву, а не расчётливому Швабрину? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

10. Чем объясняется неоднозначность отношения Гринева к «злодею» и «самозванцу» Пугачеву? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».)

11. Что давало основание современникам А.С.Пушкина называть его «певцом дружбы»?

12. Что дало основание Ф.М. Достоевскому утверждать, что главной героиней романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» следует признать Татьяну Ларину?

13. Что дало поэту основание утверждать: «...В мой жестокий век восславил я свободу»? (По лирике А.С. Пушкина).

Темы по творчеству Салтыкова-Щедрина М.Е.

1. Почему смешны и одновременно грустны произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина?

2. Почему так уродлив и карикатурен мир власть имущих в сатире М. Е. Салтыкова-Щедрина?

3. Что придает сатирическим произведениям М.Е. Салтыкова-Щедрина современное звучание?

Темы по творчеству Твардовского А.Т.

1. Как соединяется лирическое и эпическое начало в поэме А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»?

2. Каким представляет «русский труженик-солдат» в поэме А.Т.Твардовского «Василий Теркин»?

Темы по «Слову о полку Игореве»

1. В каких произведениях русской классики в качестве важнейшего средства поэтики использовались сны?

2. Как автор «Слова» относится к своему герою, и в каких произведениях русской литературы можно найти примеры неоднозначного авторского взгляда на героев или события?

3. Как в «Слове» соотносятся лирические и героические мотивы?

4. Какие нравственные вопросы решает автор «Слова о полку Игореве» в своём произведении?

5. Можно ли назвать сон великого киевского князя вещим?

6. Почему автор «Слова…» называет своё произведение и «словом», и «повестью», и «песнью»?

7. Почему «Слово о полку Игореве» иногда называют «воинской повестью» и в каких произведениях русской литературы 20 века можно найти черты такого жанра, как «воинская повесть»?

Темы по творчеству Толстого Л.Н.

1. Как в образе Наташи Ростовой раскрывается утверждение Л.H. Толстого о том, что «сущность её жизни — любовь»?

2. Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»?

3.Какова роль Наташи Ростовой в судьбе Андрея Болконского?

ПРОЧИТАТЬ СОЧИНЕНИЕ

4. Каковы итоги нравственных исканий Пьера Безухова? (По роману Л.H. Толстого «Война и мир».)

5. Почему автор романа «Война и мир» лишает Наполеона права на величие?

6. Что даёт основание причислить Андрея Болконского и Пьера Безухова к любимым героям автора? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».)

7. Что такое, по мысли Л.Н. Толстого, жизнь настоящая и кто из героев романа «Война и мир» живёт такой жизнью?

Темы по творчеству Тургенева И.С.

1. Есть ли в споре «отцов» и детей» победители? Свой ответ аргументируйте. (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

2. Зачем действие своего полемического, полного жизни и борьбы романа «Отцы и дети» И.С. Тургенев завершает описанием сельского кладбища?

3. Можно ли однозначно утверждать, что в основе конфликта Павла Петровича и Базарова лежат идейные разногласия? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

4. Почему братья Кирсановы не принимают нигилистических идей Базарова?

Темы по творчеству Тютчева Ф.И.

1. В чём необычность изображения мира природы в лирике Ф.И.Тютчева?

2. Какими «вечными» вопросам и задаётся лирический герой Ф.И. Тютчева?

3. Ф.И. Тютчев - поэт-философ или поэт-пейзажист?

Темы по творчеству Фета А.А.

1. В чём особенность звучания любовной темы в поэзии А.А. Фета?

2. Почему А.А. Фет считал природу средством исцеления «скорбящей души»? (По лирике А.А. Фета.)

3. Почему А.А. Фета называют поэтом-импрессионистом?

Темы по творчеству Цветаевой М.

В чём проявляется сложность, драматизм внутреннего мира лирической героини М.И.Цветаевой?

Темы по творчеству Фонвизина Д.И.

1. Каков смысл финальных сцен в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

2. Какова роль второстепенных персонажей в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

Люди или нравы являются главным объектом осмеяния и обличения в комедии «Недоросль»?

3. Почему имя фонвизинского Митрофанушки стало нарицательным? (По комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль».)

Почему комедию, обличающую крепостническую действительность, называют «комедией воспитания»?

4. Смешон или трагичен финал комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?

5. Что можно сказать о системе воспитания в семье Простаковых?

Темы по творчеству Чехова А.П.

1. Есть ли в пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад» герои, воплощающие авторский идеал? (Свой ответ аргументируйте.)

2. Как соотносятся между собой начало и финал рассказа А. П. Чехова «Ионыч»?

3. Какое отражение тема «маленького человека» нашла в творчестве А.П. Чехова?

4. Кого можно считать положительным героем пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»?

5. Почему чеховский «Вишневый сад» часто называли пьесой-предупреждением?

6. Чем можно объяснить отсутствие в системе персонажей пьесы А.П.Чехова «Вишневый сад» «идеального» героя?

Темы по творчеству Шолохова М.А.

1. Как соотносятся судьбы героев рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» и историческая судьба России?

2. Какова роль женских образов в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон»?

3. Почему Григорий Мелехов так и не нашёл своего места в стихии враждующих сил? (По роману М.А. Шолохова «Тихий Дон».)