Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 1029
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

Сочинение на лингвистическую тему: «Зачем нужны знаки препинания?»

Исходный текст:

(1) Я не плакал, когда меня вели в приют для беспризорных детей, но, должно быть, у меня было отчаянное лицо, потому что человек в кожаном пальто внимательно посмотрел на меня и отпустил мою руку, понимая, что не убегу.

(2)Когда я увидел багровые физиономии воров, нищих и бездомных, у меня сердце упало. (3)Кто-то, сидя на корточках вокруг глиняной печки, резался в карты, другие сжигали в печке картины, рамы и карнизы, третьи спали. (4)И среди этого дикого развала на высоких постаментах стояли и равнодушно смотрели белыми слепыми глазами гипсовые фигуры греческих богов – Аполлона, Дианы и Геркулеса. (5)Только у богов и были человеческие лица.

(6)И вот от голода, от холода, от тоски я стал заниматься лепкой. (7)В бывшей мастерской живописи и ваяния, отданной под приют, было сколько угодно белой скульптурной глины. (8)Как-то я взял кусок, размочил его кипятком и начал мять в пальцах.

(9)И вот сама собой получилась лягушка. (10)Я сделал ей большие ноздри, выпученные глаза, а потом попробовал вылепить зайца. (11)Что-то шевельнулось в душе, когда я вдруг увидел раздвоенную мордочку в бесформенном комке глины. (12)Эту минуту я запомнил. (13)Я стоял в стороне у окна и, сдерживая дыхание, смотрел на маленький комок глины, из которого торчали заячьи уши. (14)И не понимал, почему я волнуюсь... (15) Затем я вылепил коня с толстой расчёсанной гривой.

(16)Глиняные игрушки, сделанные своими руками, обрадовали меня, и я заснул веселый. (17)Я как будто надеялся, что фигурки зверушек спасут меня. (18)Помогут выйти отсюда, помогут найти друга Петьку, помогут мне вернуться домой, а ему добраться до родного города. (19)Помогут всем в холодной и голодной Москве.

(20)Так я мечтал, обращаясь к жабе, коню и зайцу, которые сушились на окне, прикрытые кусочками газеты. (21)И они помогли мне!

(22)На другой день в приют явилась комиссия – приют был уничтожен отныне и на веки веков. (23)В зале остались только греческие боги.

– (24)А это-то что? (25)Посмотрите-ка, какая скульптура! – удивился молодой член комиссии.

– (26)Типичная русская игрушка из Сергиевского посада, – ответил пожилой.– (27)Интересно. (28)Это кто сделал? (29)Ты? (30)Как фамилия?

– (31)Григорьев Александр.

– (32)Учиться хочешь?

(33)Я смотрел на него и молчал. (34)Должно быть, я все-таки здорово натерпелся за месяцы холодной уличной жизни, потому что у меня вдруг перекосилось лицо и отовсюду потекло – из глаз и из носу.

(По В.Каверину)

C2Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препиания в письменной речи.

Мнение Антона и Кирилла
На письме без знаков препинания обойтись невозможно...
Зачем нужны эти знаки препинания? Неужели без них нельзя обойтись? Вот до XV века вообще не было знаков препинания. А сейчас!.. Попробуй разберись, где эти знаки препинания ставить!
Антон
Кирилл

Помогите Антону доказать его точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В.Каверина.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Сочинение

Невозможно не согласиться с мнением Антона: без знаков препинания в письменной речи нельзя обойтись. Знаки препинания нужны для выделения и разделения частей предложения, они подсказывают интонацию для чтения и помогают передать смысл высказывания. Рассмотрим некоторые из этих функций.

Разделительная функция характерна для знаков конца предложения, а также для запятой, тире, двоеточия, точки с запятой. Например, в предложении 8 из текста В.Каверина запятые разделяют однородные сказуемые «взял», «размочил». Тире в предложениях 25,26 отделяет слова автора от реплик диалога.

Выделительную функцию часто выполняют запятые в простых предложениях с обращениями, вводными словами, обособленными определениями и обстоятельствами, а также в сложноподчинённых предложениях. В предложениях 1, 34 запятые служат для выделения вводной конструкции «должно быть». В предложении 20 с помощью запятых выделяют деепричастный оборот «обращаясь к жабе», придаточное предложение «которые сушились на окне», причастный оборот «прикрытые кусочками газеты».

В заключение хотелось бы сказать, что каждый знак играет определённую ему роль в русской пунктуации, поэтому в письменной речи обязательно надо их употреблять все необходимые знаки препинания.

Старчиков Вадим 9 класс Б МОУ "Мамонтовская средняя общеобразовательная школа №1 Мамонтовского района" Алтайского края.