Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 26
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

Сочинение на лингвистическую тему: «Какова роль знаков препинания в простом предложении?»

Исходный текст:

(1) Сказать, что Стася Михальская не любила своего отца, было бы несправедливо.

(2) Она любила его, почитала, как человека, заботящегося о ней и брате, сильного, преданного делу своей… науке, – но и побаивалась.

(3) Стася знала, что и отец её очень сильно любит, но старается скрыть это в воспитательных целях.

(4) В глубинах её детской памяти сохранилось ощущение каких-то иных отношений с отцом. (5) Иногда Стася видела себя во сне маленькой девочкой, как, вскарабкавшись на колени отца, прижавшись к нему, она смотрела на огонь, словно вьющийся в камине, вдыхала родной запах домашней фланелевой рубашки отца, чувствовала сильные, осторожные руки, сомкнувшиеся за её спиной.

(6) Вероятно, когда-то всё так и было – камин, напевно бормочущий свою огненную сказку, нежность отца, проникающая в её детское сердце, – но в какой-то момент резко закончилось.

(7) Сколько ей было лет тогда, Стася не помнила, но помнила, что однажды по привычке потянулась к отцу, и вдруг его лицо исказилось, и он, вскрикнув что-то гневное, стряхнул её с коленей, как котенка.

(8) Стася упала, ударилась затылком о пол.

(9) Отец был ужасно напуган её плачем, схватил на руки, разрыдался – такое проявление слабости было ему вообще-то несвойственно.

(10) Но с тех пор девочка не повторяла попыток взобраться к отцу на колени.

(11) Она по-прежнему чувствовала его любовь к себе, но с той поры между ними как будто встало прозрачное стекло: каждое Стасино движение к отцу было чревато болью, каждое его движение к ней разбивалось о невидимую преграду.

(12) А вот о том, что мама её не любила, было известно всем: и отцу, и Марианне, и Стефану, маминому любимцу.

(13) Мама тоже заботилась о ней, внимательно следила за Стасиным питанием, здоровьем, настроением, времяпрепровождением, учёбой; то же самое делала она и для сына.

(14) Но в каждом её жесте, взгляде, обращённом к Стефану, мама словно оживала, светилась изнутри, таяла от нежности, а всё, что она делала для Стаси, было продиктовано автоматической необходимостью, скучной обязательностью.

(По В.Ветковской)

C2Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания в простом предложении.

Мнение Антона и Кирилла
В простых предложениях без знаков препинания обойтись невозможно…
Зачем нужны запятая, двоеточие, тире и другие знаки препинания в простых предложениях? Неужели без них нельзя обойтись? Попробуй разберись, какой знак препинания ставить...
Антон
Кирилл

Помогите Антону доказать его точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение: «Какова роль знаков препинания в простом предложении?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст В.Ветковской.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания в простом предложении. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Сочинение

В простом предложении без знаков препинания обойтись невозможно, потому что они играют огромную роль, помогают читателю разобраться в структуре высказывания, выделить главное, а значит, понять смысл прочитанного.

Как в сложных, так и в простых предложениях знаки препинания могут выполнять разные функции. Например, в предложении 14 из текста В.Ветковской с помощью запятых выделяется причастный оборот «обращённом к Стефану», в предложении 6 – вводное слово «вероятно», в предложении 7 - деепричастный оборот «вскрикнув что-то гневное» и сравнительный оборот «как котёнка».

Кроме того, двоеточие, тире, запятая в простом предложении часто употребляются для разделения. Так, в предложении 12 двоеточие выполняет разделительную функцию: оно разделяет обобщающее слово «всем» и однородные члены предложения «и отцу, и Марианне, и Стефану». Запятая между этими словами также служит для разделения.

Итак, я доказала, что каждый знак препинания играет в простом предложении очень важную роль.

Котомина Маргарита 9 класс Б МОУ "Мамонтовская средняя общеобразовательная школа №1 Мамонтовского района"