Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 959
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

Текст Аграновского В.

(1)Каков механизм рождения штампа? (2)Писатель Серафимович сказал, что всё это заезжено, что «избито это и тысячу раз повторялось». (3)Но как же не повторяться: если море синее, его ведь не назовёшь оранжевым, и если луна серебряная, она была такой тысячу лет назад и будет столько же, если не больше! (4)Между тем получается, что все, написавшие «море синее», – штамповщики?(5)Вряд ли. (6)Потому что повторяемость – всего лишь внешний признак штампа. (7)А должен быть какой-то внутренний. (8)Штамп – не эстафетная палочка, передаваемая от одного журналиста другому. (9)И не дорогая реликвия, которая бережно хранится в литературной семье. (10)Другое дело, если бы штампы рождались сознательно, если бы имелся каталог наиболее употребимых литературными бабушками и дедушками понятий, эпитетов, образов и сравнений, а внуки терпеливо переписывали бы их в свои творения. (11)И то я сказал бы, что истинные ценности хранить не грешно и что эстафетную палочку передавать в иных случаях даже полезно.

(12)Беда, мне кажется, в другом.

(13)Штамп – это прежде всего стереотип мышления, свойство, присущее людям малоспособным, малокультурным и малознающим, спасительное средство, по крайней мере, для тех, кто не умеет или не желает думать, кто берёт готовое. (14) «Домашняя птица? (15) – Курица! (16)Фрукт? (17) – Яблоко! (18)Великий поэт? (19) – Пушкин! (20)Море? (21) – Синее! (22)Луна? (23) – Серебряная!» (24)Всё правильно, но всё готово, замечено с первого взгляда, а иногда и вычитано, отпечатано в голове. (25)С чужой матрицы. (26)Не переварено. (27)Не прошло через мозг и чувства автора. (28)То, что луна не только серебряная, но и молодая, увидят не все, а вот что её «без спутника и выпускать рискованно», увидел один В.Маяковский. (29)И Днепр, конечно, чуден при тихой погоде – допускаю, что кто-то отметит это обстоятельство, но вот то, что «не зашелохнёт, не прогремит», оказалось по силам только Н.В.Гоголю. (30)Стало быть, повторяемость, я думаю, не главный критерий штампа, это всего лишь следствие, причиной которого является стереотип мышления, точнее сказать, бездумность и бесчувственность. (31)Кроме того, штамп – это неспособность к воображению. (32)Беда штампов ещё в том, что они, даже при внешней своей красивости и «складности», не рождают у читателя никаких ощущений, никаких ассоциаций, никаких мыслей. (33)Это писание невидимыми чернилами. (34)Это песня не только без слов, но и без музыки. (35)Штампы никогда не воспринимаются умом, они всего лишь внешний знак, рассчитанный на стереотипную реакцию.

(По В. А. Аграновскому)