Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 141
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

Памятка «Пишем сочинение-рассуждение»

Структура сочинения, речевые клише
Каждая часть – отдельный абзац!
1. Вступление
  • Данный текст, написанный (кем?), был напечатан (принят, опубликован...)
  • Автор не только великолепный (хороший, замечательный) психолог (публицист, поэт...), но и...
  • Его книги (рассказы, произведения) вызывают... (чувства, мысли, поступки).
  • В центре внимания автора (находятся)...
  • Главные усилия автора направлены...

Виды вступления:

  • вопросно-ответное единство
  • цепочка вопросительных предложений.
  • назывное предложение
  • риторический вопрос
  • цитата
  • парадоксальное высказывание
2. Формулировка проблемы. Проблема– это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования.

Проблема чего: войны, мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования. Постановка, изучение, исследование, рассмотрение, обсуждение, значение, важность, сложность…какой-л. проблемы. Точка зрения на какую-л. проблему.

Речевые клише:

  • Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
  • Касается .. проблемы.
  • Уделяет внимание ... проблеме.
  • Над какой-л. проблемой думать, работать.
  • Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения
  • Автор затрагивает проблему...
  • Много места уделено проблеме...
  • Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
  • Автор очень эмоционально отстаивает идею...
  • Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...
  • Идея данной статьи вызывает глубокое уважение к автору (и его герою).
3. Комментарий (характеристика + актуальность проблемы). Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста

К какой категории относится проблема? (сложная, злободневная, актуальная, вечная, наболевшая, мучительная, животрепещущая, первоочередная, неразрешимая общественно значимая, острая, важная, серьёзная, спорная; социальная, философская, национальная, политическая, идеологическая, международная…

  • Насколько проблема злободневна?
  • Что делает её злободневной?
  • Традиционна ли эта проблема или нова?
  • Если традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
  • Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
  • Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?
  • Кому приходилось обращаться к данной проблеме?
  • Об этом много пишут …

  • Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…
  • Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…
  • Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
  • Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме ...
  • Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…
  • Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.
  • Эта проблема актуальна, поскольку о ней пишут в газетах, говорят на телевидении, её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги.
4. Авторская позиция - это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст? Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?

Средства выражения авторской позиции

  • Автор считает (полагает, убеждает, призывает…)
  • Автор убедительно доказывает свою мысль…,
  • …- Так определяет автор своё отношение к …
  • Автор образно воссоздаёт картину происходящего (изображаемого);
  • Автор образно представляет суть проблемы, которая его волнует…
  • Таким образом, в повествовании чётко вырисовывается авторская позиция…
  • Автор открыто заявляет о своей гражданской позиции по отношению к …
  • Автор ищет ответы на сложные жизненные вопросы
  • Заставляет читателя самого решать сложные жизненные вопросы (делать нравственный выбор);
  • Автор передаёт глубину проблем (мыслей, чувств, идей, раздумий, обобщений, размышлений и т.п.);
  • Автор пытается найти причины изображаемых негативных (позитивных) явлений;
  • Автор недвусмысленно подчеркивает свое негативное (положительное) отношение к ...;
  • Автор строго осуждает негативные явления нашей жизни
  • Автор подчеркивает остроту поставленной проблемы;
  • Автор убеждает читателя в правоте своей позиции;
  • Автор показывать негативную сторону нашей жизни;
  • В словах автора звучит мнение большинства людей;
  • Автор пытается найти в читателе единомышленника;
  • Автор пытается понять, почему ...;
  • Автор усиливает положительное (или отрицательное) отношение читателя к чему-либо;
  • Изучая проблему, автор приходит к выводу, что…
  • Автор позиция ясна: …
  • - Автор высказывает индивидуальное мнение, делится собственными впечатлениями, не претендуя на определяющую или исчерпывающую трактовку вопроса, но идею свою выражает ярко, эмоционально
  • Автор иронически (саркастически, возмущенно, восхищенно и т.д.) повествует о героях и событиях; показывать образец (антиобразец) поведения, отношения к жизни;
  • Приглашает к разговору о непростых проблемах нашей жизни

Авторская позиция может проявляться в положительном (отрицательном, саркастичном, ироничном, осуждающем, неоднозначном, небезразличном, суровом, скептичном, юмористичном и т.д.) отношении к изображаемому

5-6. Моя позиция +2 аргумента

Как выразить собственное мнение по выявленной проблеме. Позиция согласия/несогласия. За. Против

  • особенно близка мне мысль автора о… ;
  • мне близка позиция автора по отношению к … ;
  • согласен с автором в том, что… ;
  • вполне согласен с мыслями автора о… ;
  • нельзя не согласиться с автором в том, что… ;
  • автор прав, утверждая, что…
  • осмелюсь не согласиться с автором в том, что… ;
  • мой взгляд (моя позиция) несколько отличается от позиции автора… ;
  • мысли автора о… близки мне, однако… ;
  • позволю себе не согласиться с автором в том, что…
  • на мой взгляд, автор несколько преувеличивает (недооценивает)… ;
  • Возможно, не все верно (правильно, безупречно...)
  • В отличие от автора, я считаю, что...
  • Однако не со всеми высказываниями можно согласиться.
  • в этом вопросе я придерживаюсь противоположной точки зрения;
  • Мне трудно согласиться с утверждением автора о том, что...
  • Писатель упускает из виду (пренебрегает)...
  • На мой взгляд, автор высказывает спорное мнение о том, что...
  • Вывод автора о том, что... кажется мне надуманным.
  • К сожалению, автор не подтверждает своего мнения примерами.

Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения.

  • В качестве аргументов могут выступать:
  • а) логические доказательства, доводы;
  • б) примеры, случаи, факты из собственной жизни или почерпнутые из книг;
  • в) мнения авторитетных людей, цитаты и др.
  • Вспомним…
  • Это подтверждается …
  • В доказательство можно привести ещё и такой аргумент…
  • Пример из литературы
  • По выбору учащегося, можно из личного опыта
8. Заключение
  • В заключение хотелось бы отметить...
  • Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что. ..
  • На мой взгляд, статья (очерк) предназначена...
  • Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
  • Таким образом, нельзя не согласиться…

Список использованной литературы:

  1. Егораева Г.Т. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие/ Г.Т.Егораева. – 6-е изд., стереотип – М.: Издательство «Экзамен», 2007.
  2. Нарушевич А.Г. Формулируем, комментируем, аргументируем. Учимся писать сочинение на
  3. ЕГЭ по русскому языку// газета «Русский язык». - №12. – 2006 г.

СкачатьВерсия для печати