Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 106
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

Методическая разработка занятия элективного курса. Самостоятельная работа по теме «Определяем проблему в тексте»

Цели урока:

Форма занятия: самостоятельная работа

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Сообщение темы и формулировка задач урока.

3. Самостоятельная работа

Вариант 1.

Задание №1.

Укажите, какие виды зачина и приёмы формулировки проблемы использованы в следующих фрагментах сочинений?

1) Духовная жизнь. Культурное наследие. Нравственная самодисциплина. Все эти понятия характеризуют жизнь человека и его духовные потребности. А какими они должны быть? Что нужно понимать, чувствовать, помнить человеку, чтобы сохранить культурную среду?

В данном тексте Д.С.Лихачёв выдвигает проблему нравственного, духовного воспитания личности.

2) Автор данного текста размышляет о влиянии желания на достижение цели, о том, как важно иметь «неудержимое стремление».

В рамках обозначенной темы Г.Троепольского, в первую очередь, интересует проблема преодоления трудностей на пути к поставленной цели.

3) «Мы все в ответе за тех, кого приручили» - такие избитые и до боли знакомые слова, зато какие правильные. Природу человек никогда не сможет познать до конца, но это не значит, что нужно бездумно уничтожать её и её творения.

Г.Троепольский в своём тексте раскрывает проблему непростых взаимоотношений человека и природы.

Задание №2.

Прочитайте выразительно текст, напишите вступление и сформулируйте проблему, обсуждаемую автором данного текста.

3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор?

(1)3наете ли вы, что существует множество разновидностей манеры вести спор? (2)Понаблюдайте за своими товарищами во время диспута, дискуссии, полемики — вы, конечно, убедитесь, что ведут они себя по-разному,

(3)Одни, например, держатся уважительно по отношению друг к другу, не прибегают к нечестным приемам и уловкам, не допускают резкого тона. (4)Они внимательно анализируют доводы, которые предлагает оппонент, и основательно аргументируют свою позицию. (5)Как правило, во время такого спора стороны испытывают глубокое удовлетворение, желание разобраться в обсуждаемых проблемах.

(6)Другие же, вступив в спор, начинают себя чувствовать как на войне, поэтому они применяют непозволительные уловки. (7)Главное — наголову разбить противника, поставив его в невыгодное, с их точки зрения, положение. (8)3начит, и вам нужно находиться в боевой готовности.

(9)Наконец, есть и такие горе-спорщики, которые ведут себя самым непозволительным образом. (10)Они в грубой форме обрывают оппонента, унижают его оскорбительными выпадами, говорят пренебрежительным или презрительным тоном, насмешливо переглядываются со слушателями, одним словом, ведут себя как невоспитанные люди.

(11)Таким образом, поведение полемистов, безусловно, влияет на успех обсуждения, поэтому понимание особенностей манеры спорить, умение на лету уловить изменения в поведении своих оппонентов, конечно, позволяет лучше ориентироваться в споре, наиболее точно выбирать вариант собственного поведения и определять тактику в споре.

(По Л. Павловой)

Вариант 2.

Задание №1.

Укажите, какие виды зачина и приёмы формулировки проблемы использованы в следующих фрагментах сочинений?

1) «Умом Россию не понять…», - писал Тютчев в своём стихотворении. И это действительно так. На Руси всегда были люди, которые несли на себе «особенную стать», люди, чьи поступки порой казались окружающим необъяснимыми, странными.

Каждый человек – загадка. Проблема загадочной русской души интересует и автора данного текста, Ф.И.Шаляпина

2) Наука - двигатель прогресса. Если бы люди, которым не давали покоя необъяснимые явления и процессы, человечество до сих пор обитало бы пещерах. Жаль, что не все это понимают и считают исследования пустой тратой времени и сил.

В данном тексте В.Харченко раскрывает проблему роли науки в жизни людей, её влияние на материальный и духовный миры.

3) «Все народы меняются словами и занимают их друг у друга», - так сказал В.Г.Белинский и, безусловно, был прав. Но только ли положительное влияние оказывает такое «заимствование» на язык?

В данном тексте автор рассматривает проблему роли заимствованных слов.

Задание №2.

Прочитайте выразительно текст, напишите вступление и сформулируйте проблему, обсуждаемую автором данного текста.

(1)Все знают, что часовая стрелка на циферблате движется, но увидеть, как она движется, нельзя. (2)То же происходит и с языком. (3)Он изменяется. (4)Но мы не чувствуем, как это происходит.

(5)Сейчас в нашей истории наступил такой момент, когда мы видим, как меняется русский язык. (6)И это не может не пугать. (7)Мы так хотим во что бы то ни стало отойти от предшествующей эпохи нашей жизни, построить новые общественные отношения, новую экономику, что нам даже хотелось бы иметь новый язык. (8)Когда-то говорили «отмежеваться», теперь - «дистанцироваться», нам надоело выражение «сойти с ума» - мы говорим «крыша поехала». (9)Или разонравилось слово «встреча», стали говорить «тусовка».

(10)Русский язык, по словам А.С. Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова, если они нужны. (11)И в этом нет ничего страшного, когда всё делается в меру. (12)А мера утеряна. (13)В нашей речи возникают «сэндвичи», «ленчи», «дисплеи». (14)Обычно меняются 20-30 слов в год, а у нас сейчас появляются, может быть, 20 слов в неделю.

(15)Кроме того, немаловажно, из каких источников появляются новые слова языка. (16)Сейчас, например, идёт поток слов из довольно сомнительных источников, в частности уголовного жаргона: «разборка», «халява». (17)Многие печатные органы используют «непечатные» слова, которые, кстати, так и называются, потому что их печатать не надо.

(18)В Думе несколько лет обсуждался «Закон о русском языке». (19)3акон, конечно же, нужен. (20)Но если серьёзно говорить о законе, то должен быть и механизм наказания за его нарушение. (21)Однако представляется несерьёзным предложение создать филологическую милицию, учредить штрафы за ошибки в русском языке. (22)Что ни говори, делает язык народ, а его трудно заставить подчиняться административным нормам в отношении языка. (23)Были уже такие тщетные попытки.

(24)В своё время, в XIX, да и в XX веке, образцовый язык давала художественная литература. (25)Если человек не знал, как правильно говорить, то он открывал Тургенева и там находил ответ. (26)Сейчас, конечно, не художественная литература формирует наш языковой вкус. (27)Тон задают теперь в первую очередь телевидение и радио. (28)Это касается и произношения звуков, и ударения, и интонации. (29)А современным дикторам нравится американская интонация. (30)И молодёжь начинает им подражать. (31)Бывает, ведущий бог знает что и как говорит, а людям нравится. (32)Это относится, безусловно, не ко всем передачам, каналам, дикторам, но многие из них подвержены моде.

(33)Мы сейчас недовольны языком, но здесь очень важно разобраться - язык в этом виноват или что-то другое. (34)Ведь язык подчиняется людям, которые им пользуются. (35)Он приспосабливается к потребностям общества. (36)Если в нашем обществе сегодня потребность думать о будущем, о крепкой семье, о счастье детей - то язык пойдёт в эту сторону, будет давать нам средства для этого. (37)Если у нас главное - как, не работая, заработать миллион, секс, насилие, наркотики, то язык повернётся сюда. (38)3а что его поносить? (39)Он отражает состояние общества. (40)Так что не язык надо сейчас исправлять.

(По В. Костомарову)

Приложение. Фрагменты работ.

Приложение. Фрагменты работ.

Вариант 1

№1

Кто-то очень мудрый сказал: «Сколько людей, столько и мнений». Только вот выражаем мы эти мнения по-разному.

Автор в своём тексте раскрывает проблему этики в споре, являющуюся весьма актуальной в современном мире. (Евгения Р.)

№2

Жизнь каждого человека порой строится по законам джунглей, особенно в больших городах. Выживает тот, кто сильнее, умнее и образованнее других. Каждый день во всём мире между людьми возникают споры, а из-за этих споров порой и серьёзные проблемы, которые потом приходится решать правовым путём. Спор – это борьба противоположных точек зрения по тому или иному вопросу.

Текст Л.Павловой также посвящён теме спора между простыми людьми в разных жизненных ситуациях, когда каждый норовит отстоять свою позицию любыми способами. Таким образом, автор привлекает наше читательское внимание к проблеме человеческого общения, манеры поведения во время спора. (Дмитрий Б.)

Вариант 2

№1

В.Г.Костомаров рассуждает о значении негативных изменений в обществе. К чему же они приводят? К проблеме, которая заключается в том, что данные процессы отражаются пагубно на культуре и речи человека.

Автор понимает, что многие люди «недовольны языком». Но нет смысла его исправлять.

№2

Наш язык очень «вместителен». Иностранные слова и выражения легко приживаются в нашей речи, но так ли это хорошо? Какое влияние на самом деле оказывают заимствованные слова на неё?

В данном тексте В.Костомаров раскрывает проблему бережного отношения к родному языку.

№3

Велик и могуч наш русский язык. Какие громкие слова! Если эту фразу произнесет современный человек, то, вероятно, он не поймёт смысла, который хотел передать автор данного изречения. Из-за негативного изменения в общества происходит негативное изменение русского языка. Как остановить этот быстротечный процесс? Именно над этой проблемой заставляет задуматься нас известный языковед В.Г.Костомаров