Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 27
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2014 год. Вариант №1

Часть "B"

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7

В ту осень много было у Матрёны обид. Вышел перед тем новый пенсионный закон, и надоумили её соседки добиваться пенсии. Была она одинокая кругом, а с тех пор, как стала сильно болеть — и из колхоза её отпустили. Наворочено было много несправедливостей с Матрёной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе — не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за утерю кормильца. Но мужа не было уже двенадцать лет, с начала войны, и нелегко было теперь добыть те справки с разных мест о его сташе и сколько он там получал. Хлопоты были — добыть эти справки; и чтоб написали все же, что получал он в месяц хоть рублей триста; и справку заверить, что живёт она одна и никто ей не помогает; и с года она какого; и потом все это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и еще носить. И узнавать — дадут ли пенсию.

Хлопоты эти были тем затруднены, что собес от Тальнова был в двадцати километрах к востоку, сельский совет — в десяти километрах к западу, а поселковый — к северу, час ходьбы. Из канцелярии в канцелярию и гоняли ее два месяца — то за точкой, то за запятой. Каждая проходка — день. Сходит в сельсовет, а секретаря сегодня нет, просто так вот нет, как это бывает в селах. Завтра, значит, опять иди. Теперь секретарь есть, да печати у него нет. Третий день опять иди. А четвертый день иди потому, что сослепу они не на той бумажке расписались, бумажки-то все у Матрены одной пачкой сколоты.

— Притесняют меня, Игнатич, — жаловалась она мне после таких бесплодных проходок. — Иззаботилась я.

Но лоб ее недолго оставался омраченным. Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа — работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом — по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой.

— Теперича я зуб наложила, Игнатич, знаю, где брать, — говорила она о торфе. — Ну и местечко, любота одна!

— Да Матрена Васильевна, разве моего торфа не хватит? Машина целая.

— Фу-у! твоего торфу! еще столько, да ещё столько — тогда, бывает, хватит. Тут как зима закрутит да дуель в окна, так не столько топишь, сколько выдувает. Летось мы торфу натаскивали сколища! Я ли бы и теперь три машины не натаскала? Так вот ловят. Уж одну бабу нашу по судам тягают.

(А.И. Солженицын)

B1Назовите жанр, к которому принадлежит произведение А.И. Солженицына «Матрёнин двор».



B2Укажите название литературного направления, которое характеризуется объективным изображением действительности и принципы которого нашли отражение в «Матрёнином дворе».



B3Каким термином обозначаются слова, далёкие от литературной нормы, встречающиеся в речи Матрёны («любота», «летось», «сколища» и т.п.)?



B4Установите соответствие между персонажами «Матрёнина двора» и их характеристиками. К каждой позиции первой строки подберите соответствующую позицию из второй строки. Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АВС, без пробелов и запятых.

ПЕРСОНАЖИ: А) Фаддей Б) Ефим В) Игнатич

ХАРАКТЕРИСТИКИ: 1) председатель колхоза 2) приезжий, учитель математики 3) муж Матрёны, пропавший на войне 4) брат Матрёниного мужа




B5В приведённом фрагменте душевные качества Матрёны противопоставлены бездушию бюрократов. Каким термином обозначается подобное противопоставление?



B6Как называется выразительная подробность в художественном тексте (пачка «важных» бумажек, плетёный кузов Матрёны и т.п.)?



B7К какому приёму прибегает повествователь, описывая труды «иззаботившейся» Матрёны («Хлопоты были - добыть эти справки... и справку заверить... и потом всё это носить в собес; и перенашивать, исправляя, что сделано не так; и ещё носить».)?



Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8–B12

Из-под таинственной, холодной полумаски
Звучал мне голос твой отрадный, как мечта.
Светили мне твои пленительные глазки
И улыбалися лукавые уста.

Сквозь дымку легкую заметил я невольно
И девственных ланит, и шеи белизну.
Счастливец! видел я и локон своевольный,
Родных кудрей покинувший волну!..

И создал я тогда в моем воображенье
По легким признакам красавицу мою;
И с той поры бесплотное виденье
Ношу в душе моей, ласкаю и люблю.

И все мне кажется: живые эти речи
В года минувшие слыхал когда-то я;
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи
Мы вновь увидимся, как старые друзья.

(М.Ю. Лермонтов, 1841)

Ответом к заданиям B8–B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B8К какому литературному направлению традиционно относят лирику М.Ю. Лермонтова, которая, по словам одного из исследователей, «поражает беспощадностью отрицания и могучим полётом мечты»?



B9Назовите стилистический приём, использованный автором:

И создал я тогда в моём воображенье...
И с той поры бесплотное виденье...
И всё мне кажется: живые эти речи...
И кто-то шепчет мне, что после этой встречи...




B10Для усиления выразительности речи поэт отступает от обычного порядка слов, например: «голос отрадный», «локон своевольный». Как называется этот приём?



B11Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении (цифры запишите в порядке возрастания без пробелов и запятых).

1) гипербола

2) инверсия

3) ирония

4) эпитет

5) звукопись




B12Определите размер, которым написано стихотворение М.Ю. Лермонтова (Дайте ответ без указания количества стоп).



Ваше имя: