Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 21
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2014 год. Вариант №5

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "B"

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7

Мцыри

3
«Ты слушать исповедь мою
Сюда пришел, благодарю.
Все лучше перед кем-нибудь
Словами облегчить мне грудь;
Но людям я не делал зла,
И потому мои дела
Немного пользы вам узнать,
А душу можно ль рассказать?
Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог.
Я знал одной лишь думы власть,
Одну - но пламенную страсть:
Она, как червь, во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Я эту страсть во тьме ночной
Вскормил слезами и тоской;
Её пред небом и землей
Я ныне громко признаю
И о прощенье не молю.

4
Старик! я слышал много раз,
Что ты меня от смерти спас -
Зачем?.. Угрюм и одинок,
Грозой оторванный листок,
Я вырос в сумрачных стенах
Душой дитя, судьбой монах.
Я никому не мог сказать
Священных слов «отец» и «мать».
Конечно, ты хотел, старик,
Чтоб я в обители отвык
От этих сладостных имён, -
Напрасно: звук их был рождён
Со мной. И видел у других
Отчизну, дом, друзей, родных,
А у себя не находил
Не только милых душ - могил!
Тогда, пустых не тратя слез,
В душе я клятву произнёс:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Увы! теперь мечтанья те
Погибли в полной красоте,
И я как жил, в земле чужой
Умру рабом и сиротой.

5
Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод... Знал ли ты
Разгульной юности мечты?
Или не знал, или забыл,
Как ненавидел и любил;
Как сердце билося живей
При виде солнца и полей
С высокой башни угловой,
Где воздух свеж и где порой
В глубокой скважине стены,
Дитя неведомой страны,
Прижавшись, голубь молодой
Сидит, испуганный грозой?
Пускай теперь прекрасный свет
Тебе постыл; ты слаб, ты сед,
И от желаний ты отвык.
Что за нужда? Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, - я также мог бы жить!

6
Ты хочешь знать, что видел я
На воле? - Пышные поля,
Холмы, покрытые венцом
Дерев, разросшихся кругом,
Шумящих свежею толпой,
Как братья в пляске круговой.
Я видел груды тёмных скал,
Когда поток их разделял.
И думы их я угадал:
Мне было свыше то дано!
Простёрты в воздухе давно
Объятья каменные их,
И жаждут встречи каждый миг;
Но дни бегут, бегут года -
Им не сойтиться никогда!
Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залетных птиц из дальних стран!
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Мне тайный голос говорил,
Что некогда и я там жил,
И стало в памяти моей
Прошедшее ясней, ясней...

(М. Ю. Лермонтов «Мцыри»)

B1Назовите литературное направление, у истоков которого стоял В. А. Жуковский и принципы которого нашли своё воплощение в данном произведении М. Ю. Лермонтова.



B2К какому жанру относится произведение М. Ю. Лермонтова «Мцыри»?



B3В исповеди Мцыри воссозданы разные картины природы. Как называется описание природы в данном фрагменте?

Я видел горные хребты,
Причудливые, как мечты,
Когда в час утренней зари
Курилися, как алтари,
Их выси в небе голубом,
И облачко за облачком,
Покинув тайный свой ночлег,
К востоку направляло бег -
Как будто белый караван
Залётных птиц из дальних стран!


B4Рассказ Мцыри о «трёх блаженных днях» представляет собой законченное развёрнутое высказывание одного героя. Как называется подобный тип высказывания в художественном произведении?



B5Установите соответствие между эпизодами произведения и элементами сюжета. К каждой позиции первой строки подберите соответствующую позицию из второй строки. Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АВС, без пробелов и запятых.

ЭПИЗОДЫ: А) возвращение Мцыри в монастырь Б) бой с Барсом В) побег Мцыри из монастыря

ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА: 1) экспозиция 2) кульминация 3) завязка 4) развязка




B6Как называется приём, который поэт использует в 4-й строфе: «отчизна» - «земля чужая»?



B7Укажите название разновидности рифмы, которую использует Лермонтов в данном произведении.



Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8–B12

ЗИМНЯЯ НОЧЬ

Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.

И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.

И всё терялось в снежной мгле
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.

Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.

(Б. Пастернак, 1946)

Ответом к заданиям B8–B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B8Лирический герой стихотворения размышляет над «вечными» вопросами бытия. К какой тематической разновидности лирики относится данное произведение?



B9Как называется образное оценочное определение («мгле седой и белой», «озарённый потолок»)?



B10Среди строф 4-7 укажите номер строфы (порядковое числительное в именительном падеже), в которой поэт использует анафору.



B11Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в приведённых ниже строфах данного стихотворения (цифры запишите в порядке возрастания без пробелов и запятых).

1) сравнение

2) гипербола

3) инверсия

4) ирония

5) олицетворение

Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.

Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.




B12Укажите размер, которым написано стихотворение Б. Пастернака «Зимняя ночь» (без указания количества стоп).



Ваше имя: