Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ-2026 по литературе. Демонстрационный вариант

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–3, 4.1 или 4.2 (на выбор) и задание 5.

А н я. Не спится. Не могу.

Г а е в. Крошка моя. (Целует Ане лицо, руки.) Дитя моё... (Сквозь слезы.) Ты не племянница, ты мой ангел, ты для меня всё. Верь мне, верь...

А н я. Я верю тебе, дядя. Тебя все любят, уважают... но, милый дядя, тебе надо молчать, только молчать. Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру? Для чего ты это говорил?

Г а е в. Да, да... (Её рукой закрывает себе лицо.) В самом деле, это ужасно! Боже мой! Боже, спаси меня! И сегодня я речь говорил перед шкафом... так глупо! И только когда кончил, понял, что глупо.

В а р я. Правда, дядечка, вам надо бы молчать. Молчите себе, и всё.

А н я. Если будешь молчать, то тебе же самому будет покойнее.

Г а е в. Молчу. (Целует Ане и Варе руки.) Молчу. Только вот о деле. В четверг я был в окружном суде, ну, сошлась компания, начался разговор о том, о сём, пятое-десятое, и, кажется, вот можно будет устроить заём под векселя, чтобы заплатить проценты в банк.

В а р я. Если бы Господь помог!

Г а е в. Во вторник поеду, ещё раз поговорю. (Варе.) Не реви. (Ане.) Твоя мама поговорит с Лопахиным; он, конечно, ей не откажет... А ты, как отдохнёшь, поедешь в Ярославль к графине, твоей бабушке. Вот так и будем действовать с трех концов — и дело наше в шляпе. Проценты мы заплатим, я убеждён... (Кладет в рот леденец.) Честью моей, чем хочешь, клянусь, имение не будет продано! (Возбуждённо.) Счастьем моим клянусь! Вот тебе моя рука, назови меня тогда дрянным, бесчестным человеком, если я допущу до аукциона! Всем существом моим клянусь!

А н я (спокойное настроение вернулось к ней, она счастлива). Какой ты хороший, дядя, какой умный! (Обнимает дядю.) Я теперь покойна! Я покойна! Я счастлива!

Входит Фирс.

Ф и р с (укоризненно). Леонид Андреич, Бога вы не боитесь! Когда же спать?

Г а е в. Сейчас, сейчас. Ты уходи, Фирс. Я уж, так и быть, сам разденусь. Ну, детки, бай-бай... Подробности завтра, а теперь идите спать. (Целует Аню и Варю.) Я человек восьмидесятых годов... Не хвалят это время, но всё же могу сказать, за убеждения мне доставалось немало в жизни. Недаром меня мужик любит. Мужика надо знать! Надо знать, с какой...

А н я. Опять ты, дядя!

В а р я. Вы, дядечка, молчите.

Ф и р с (сердито). Леонид Андреич!

Г а е в. Иду, иду... Ложитесь. От двух бортов в середину! Кладу чистого... (Уходит, за ним семенит Фирс.)

(А.П. Чехов, «Вишнёвый сад»)

Ответами к заданиям 1–3 являются одно-два слова или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1Укажите фамилию сестры Гаева, упомянутой в реплике Ани («Что ты говорил только что про мою маму, про свою сестру?»).

2Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их репликами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ
  1. Аня
  2. Гаев
  3. Фирс
РЕПЛИКИ
  1. «Силушки-то у тебя нету, ничего не осталось, ничего… Эх ты… недотёпа!..»
  2. «Хорошо бы получить от кого-нибудь наследство…»
  3. «…Перед нами откроется новый чудесный мир…»
  4. «Музыка, играй отчётливо! Пускай всё, как я желаю!»
А
Б
В

3Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Пьеса А.П. Чехова «Вишнёвый сад» развивает принципы ___________ как литературного направления и, согласно авторскому определению, относится к жанру ___________.

При написании развёрнутых ответов на задания 4 и 5 не искажайте авторской позиции, приводите конкретные примеры из текста произведений, не допускайте фактических и логических ошибок, соблюдайте нормы литературной письменной речи (примерный объём каждого ответа – 5–10 предложений).

Выберите ОДНО из заданий: 4.1 или 4.2.

Дайте аргументированный связный ответ на вопрос задания:
– сформулируйте утверждение;
– аргументируйте его;
– приведите из предложенного фрагмента текста не менее двух примеров, подтверждающих сформулированное утверждение.

4.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Почему Аня и Варя настойчиво рекомендуют дядюшке молчать?

4.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Что мешает поверить обещаниям Гаева спасти имение?

Дайте аргументированный связный ответ на вопрос задания:
– укажите сходство ИЛИ различие произведений (в соответствии с заданием);
– приведите аргументы, подтверждающие указанное сходство/различие произведений;
– приведите из каждого произведения минимум по одному примеру, подтверждающему указанное сходство/различие;
– объясните, как именно каждый из этих примеров подтверждает указанное сходство/различие.
При сопоставлении допустимо обращение не только к приведённому фрагменту произведения, но и к другим эпизодам, ЕСЛИ ЭТО УКАЗАНО В ФОРМУЛИРОВКЕ ЗАДАНИЯ.

5Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Опираясь на приведённый фрагмент произведения (и/или другие эпизоды), сопоставьте образ Гаева с образом Обломова из одноимённого романа И.А. Гончарова. Что внутренне сближает этих героев?
Прочитайте приведённое ниже произведение (фрагмент) и выполните задания 6–8, 9.1 или 9.2 (на выбор) и задание 10.

* * *

– Давай-ка, товарищ, вставай, помогу,
Мороз подступает железный.
На голом снегу лежать на боку
Совсем тебе не полезно.

Держись-ка за шею, берись вот так,
Шагаем в полном порядке.
Замёрзли руки? Молчишь, чудак,
Примерь-ка мои перчатки.

Ну как, товарищ? Опять – плечо?
А вот и лесок. Постой-ка.
Теперь пройти нам столько ещё,
Полстолько да четвертьстолько.

Ты что? Оставить тебя в лесу?
Да ты, дорогой, в уме ли?
Не хочешь идти – на себе донесу.
А нет – дотащу на шинели.

(А.Т. Твардовский, 1940)

Ответами к заданиям 6–8 являются одно-два слова или последовательность цифр. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

6Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Стихотворение А.Т. Твардовского принадлежит к ____________ как роду литературы и содержит ____________ – вид звукописи, в основе которого лежит повтор одинаковых гласных звуков в тексте.

7Укажите вид рифмовки, использованный в стихотворении А.Т. Твардовского.

8Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите (в любом порядке) цифры, под которыми они указаны.

1) эпитет

2) архаизм

3) инверсия

4) сравнение

5) риторический вопрос

6) градация

7) гротеск

При написании развёрнутых ответов на задания 9 и 10 не искажайте авторской позиции, приводите конкретные примеры из стихотворений, не допускайте фактических и логических ошибок, соблюдайте нормы литературной письменной речи (примерный объём каждого ответа – 5–10 предложений.

Выберите ОДНО из заданий 9.1 или 9.2.

Дайте аргументированный связный ответ на вопрос задания:
– сформулируйте утверждение;
– аргументируйте его;
– приведите из стихотворения не менее двух примеров, подтверждающих сформулированное утверждение

9.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Как в стихотворении А.Т. Твардовского раскрывается понятие боевого братства?

9.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Какие качества русского солдата воспеты в приведённом стихотворении А.Т. Твардовского?

Дайте аргументированный связный ответ:
– выберите для сопоставления ОДНО опубликованное стихотворение, укажите в ответе его автора и название (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст, а также к текстам рэпа, песен поп-музыкантов);
– укажите сходство ИЛИ различие стихотворений;
– приведите аргументы, подтверждающие указанное сходство/различие стихотворений;
– приведите из каждого стихотворения минимум по одному примеру, подтверждающему указанное сходство/различие;
– объясните, как именно каждый из этих примеров подтверждает указанное сходство/различие.

10Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Назовите стихотворение отечественного поэта (с указанием автора), в котором звучит тема человека на войне. В чём сходство или различие выбранного Вами произведения со стихотворением А.Т. Твардовского?

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1–11.5)

Напишите сочинение, соблюдая следующие требования.
1. Сформулируйте не менее трёх аргументированных утверждений, раскрывающих тему (не искажайте авторской позиции).
2. Подтвердите сформулированные утверждения конкретными примерами из текста произведения(-ий); объясните, как эти примеры подтверждают утверждения, раскрывающие тему.
3. Опирайтесь на теоретико-литературные понятия (или искусствоведческие – в сочинении на тему 11.5), не менее двух понятий используйте для анализа текста произведения(-ий).
4. Соблюдайте логику рассуждения, избегайте отступления от темы.
5. Пишите разборчивым почерком; соблюдайте речевые, орфографические, пунктуационные и грамматические нормы.
6. В сочинении должно быть не менее 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).
Не допускается обращение к произведениям со спорной принадлежностью к художественной литературе.

11.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Жизнеутверждающие мотивы в поэзии А.С. Пушкина. (На примере не менее трёх стиотворений)

11.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Н.А. Добролюбов утверждал, что Борис – тот же Тихон, «только образованный». Согласны ли Вы с мнением критика? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

11.3Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Тема отцов и детей в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

11.4Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Поиск ответов на философские вопросы в отечественной прозе. (На примере произведения одного из писателей: М.Ю. Лермонтова, Ф.М. Достоевского, М.А. Булгакова

11.5Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Какие персонажи поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора и почему? (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения.