Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ-2025 по литературе. Демонстрационный вариант

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–3, 4.1 или 4.2 (на выбор) и задание 5.

…Как только дотанцевали последнюю фигуру экосеза*, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:

– Семён! Данилу Купора** знаешь?

Это был любимый танец графа, танцованный им ещё в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза***.)

– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.

Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на весёлого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывёртывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своём круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались весёлые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развесёлого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

– Батюшка-то наш! Орёл! – проговорила громко няня из одной двери. Граф танцевал хорошо и знал это, но его дама вовсе не умела и не хотела хорошо танцевать. Её огромное тело стояло прямо с опущенными вниз мощными руками (она передала ридикюль графине); только одно строгое, но красивое лицо её танцовало. Что выражалось во всей круглой фигуре графа, у Марьи Дмитриевны выражалось лишь в более и более улыбающемся лице и вздёргивающемся носе. Но зато, ежели граф, всё более и более расходясь, пленял зрителей неожиданностью ловких выверток и лёгких прыжков своих мягких ног, Марья Дмитриевна малейшим усердием при движении плеч или округлении рук в поворотах и притопываньях производила не меньшее впечатление по заслуге, которую ценил всякий при её тучности и всегдашней суровости. Пляска оживлялась всё более и более. Визави не могли ни на минуту обратить на себя внимания и даже не старались о том. Всё было занято графом и Марьею Дмитриевной. Наташа дёргала за рукава и платье всех присутствовавших, которые и без того не спускали глаз с танцующих, и требовала, чтоб смотрели на папеньку. Граф в промежутках танца тяжело переводил дух, махал и кричал музыкантам, чтоб они играли скорее. Скорее, скорее и скорее, лише, лише и лише развёртывался граф, то на цыпочках, то на каблуках носясь вокруг Марьи Дмитриевны, и, наконец, повернув свою даму к её месту, сделал последнее па, подняв сзади кверху свою мягкую ногу, склонив вспотевшую голову с улыбающимся лицом и округло размахнув правою рукой среди грохота рукоплесканий и хохота, особенно Наташи.

(Л.Н. Толстой, «Война и мир»)

* Экосез – танец в шотландском стиле (с прыжками).
** Данило Купор – набор движений из бального танца под названием «англез».
*** Англез – старинный танец английского происхождения.
Ответами к заданиям 1–3 являются одно-два слова или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1Укажите фамилию старого графа, лихо исполнившего весёлый бальный танец.

2Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и фактами их дальнейшей судьбы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЕРОИ
  1. Марья Дмитриевна
  2. Наташа
  3. граф, отец Наташи
ФАКТЫ ДАЛЬНЕЙШЕЙ СУДЬБЫ
  1. попадёт под влияние масона Баздеева
  2. приведёт семью к разорению из-за громадных долгов
  3. выразит желание изгнать Анатоля Курагина из Москвы
  4. настоит на том, чтобы отдать подводы раненым солдатам
А
Б
В

3Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Война и мир» написана в жанре романа-___________ и воплощает лучшие традиции такого литературного направления, как ___________.

Выберите ОДНО из заданий 4.1 или 4.2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

4.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Как в приведённом фрагменте проявляется психологизм толстовской прозы?

4.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Какова общая атмосфера, царящая в семье старого графа?

Сопоставьте в ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ АНАЛИЗА приведённый фрагмент произведения (или его полный текст) с указанным в задании произведением. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Ответ проиллюстрируйте текстами обоих произведений, привлекая каждый из них на уровне анализа. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

5Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Опираясь на приведённый фрагмент, сопоставьте образ Наташи с образом Татьяны Лариной из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин». В чём различие натур двух героинь, проявляющееся в их взаимоотношениях с родными?
Прочитайте приведённое ниже произведение (фрагмент) и выполните задания 6–8, 9.1 или 9.2 (на выбор) и задание 10.

СЛОВА

Красиво падала листва,
Красиво плыли пароходы.
Стояли ясные погоды,
И праздничные торжества
Справлял сентябрь первоначальный,
Задумчивый, но не печальный.

И понял я, что в мире нет
Затёртых слов или явлений.
Их существо до самых недр
Взрывает потрясённый гений.
И ветер необыкновенней,
Когда он ветер, а не ветр.

Люблю обычные слова,
Как неизведанные страны.
Они понятны лишь сперва,
Потом значенья их туманны.
Их протирают, как стекло,
И в этом наше ремесло.

(Д.С. Самойлов, 1961)

Ответами к заданиям 6–8 являются одно-два слова или последовательность цифр. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

6Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два литературных термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Произведение Д.С. Самойлова написано ____________ (стихотворным метром) и содержит ____________, также называемую единоначатием.

7Как называется созвучие концов стихотворных строк (слова – сперва; страны – туманны и т.п.)?

8Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) олицетворение

2) гротеск

3) инверсия

4) сравнение

5) неологизм

6) эпитет

7) ассонанс

Выберите ОДНО из заданий 9.1 или 9.2.

Дайте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Ответ проиллюстрируйте текстом стихотворения, привлекая его на уровне анализа.

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

9.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

В чём, по мнению Д.С. Самойлова, заключается сила поэтического гения?

9.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Каким Вам представляется внутренний мир лирического героя стихотворения Д.С. Самойлова?

Выберите ОДНО опубликованное стихотворение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст, а также к произведениям со спорной принадлежностью к художественной литературе).

Сформулируйте прямой связный ответ в объёме 5–10 предложений:
1) ОБЯЗАТЕЛЬНО укажите название выбранного стихотворения и фамилию автора;
2) сопоставьте оба стихотворения в заданном направлении анализа: выявите сходство ИЛИ различие обоих произведений.

Ответ проиллюстрируйте текстами выбранного и предложенного стихотворений, привлекая каждый из них на уровне анализа. Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

10Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Назовите стихотворение отечественного или зарубежного поэта (с указанием автора), в котором звучат размышления о поэтическом творчестве. Сопоставьте выбранное Вами произведение со стихотворением Д.С. Самойлова в указанном в инструкции направлении анализа.

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1–11.5)

Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

Минимально необходимый объём сочинения – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

11.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Вечные вопросы в философской лирике М.Ю. Лермонтова (На примере не менее трёх стихотворений).

11.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Тема солдатского подвига в прозе о Великой Отечественной войне (На примере одного-двух произведений).

11.3Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Существует несколько трактовок образа Луки из пьесы М. Горького «На дне»: от обманщика, жулика до философа-гуманиста. Какой точки зрения Вы придерживаетесь?

11.4Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сатирические мотивы в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.А. Булгакова)

11.5Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Какие эпизоды рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», с Вашей точки зрения, представляют интерес для художника-иллюстратора и почему? (Свою позицию обоснуйте, опираясь на текст произведения)