Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ЕГЭ-2024 по литературе. Открытый вариант

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–3, 4.1 или 4.2 (на выбор) и задание 5.

На берегу запели, – странно запели. Сначала раздался контральто, – он пропел две-три ноты, и раздался другой голос, начавший песню сначала, и первый всё лился впереди его... – третий, четвёртый, пятый вступили в песню в том же порядке. И вдруг ту же песню, опять-таки сначала, запел хор мужских голосов.

Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь откуда-то сверху по уступам, прыгая и звеня, вливаясь в густую волну мужских голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из неё, заглушали её и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх.

Шума волн не слышно было за голосами... <...>

– Слышал ли ты, чтоб где-нибудь ещё так пели? – спросила Изергиль, поднимая голову и улыбаясь беззубым ртом.

– Не слыхал. Никогда не слыхал...

– И не услышишь. Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить. Смотри-ка, разве не устали за день те, которые поют там? С восхода по закат работали, взошла луна, и уже – поют! Те, которые не умеют жить, легли бы спать. Те, которым жизнь мила, вот – поют.

– Но здоровье... – начал было я.

– Здоровья всегда хватит на жизнь. Здоровье! Разве ты, имея деньги, не тратил бы их? Здоровье – то же золото. Знаешь ты, что я делала, когда была молодой? Я ткала ковры с восхода по закат, не вставая почти. Я, как солнечный луч, живая была и вот должна была сидеть неподвижно, точно камень. И сидела до того, что, бывало, все кости у меня трещат. А как придёт ночь, я бежала к тому, кого любила, целоваться с ним. И так я бегала три месяца, пока была любовь; все ночи этого времени бывала у него. И вот до какой поры дожила – хватило крови! А сколько любила! Сколько поцелуев взяла и дала!..

Я посмотрел ей в лицо. Её чёрные глаза были всё-таки тусклы, их не оживило воспоминание. Луна освещала её сухие, потрескавшиеся губы, заострённый подбородок с седыми волосами на нём и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щёк были чёрные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно-седых волос, выбившихся из-под красной тряпки, которою была обмотана её голова. Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами, и при каждом движении старой Изергиль можно было ждать, что сухая эта кожа разорвётся вся, развалится кусками и предо мной встанет голый скелет с тусклыми чёрными глазами.

(М. Горький, «Старуха Изергиль»)

Ответами к заданиям 1–3 являются одно-два слова или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1Как называется средство характеристики персонажа, основанное на описании его внешности, использованное автором в последнем абзаце фрагмента?

2Установите соответствие между героями, которые, подобно Изергиль, рассказывают нравоучительные истории, и названиями произведений, героями которых они являются: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГЕРОИ
  1. Лука
  2. Ионушка
  3. Платон Каратаев
НАЗВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
  1. «Кому на Руси жить хорошо»
  2. «На дне»
  3. «Отцы и дети»
  4. «Война и мир»
А
Б
В

3Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

«Старуха Изергиль» относится к такому жанру, как ____________, и следует традициям ___________ – литературного направления, в основе которого – изображение исключительного героя в исключительных обстоятельствах.

Выберите ОДНО из заданий 4.1 или 4.2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

4.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Как в рассуждениях Изергиль сочетаются понятия «уметь жить» и «хорошо петь»?

4.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Каким образом слова Изергиль о красавцах, которые «могут петь», подготавливают легенду о Данко, которая будет рассказана позже?

Выберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Укажите название выбранного произведения и фамилию автора и сопоставьте это произведение с предложенным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текстов выбранного и предложенного произведений, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

Не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст, а также обращение к таким жанрам, как комикс, манга, фанфик, графический роман.

5Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Назовите произведение отечественной литературы первой половины ХIХ века (с указанием автора), в котором изображён сильный, яркий характер. В чём схож(а) (или различен(-на)) герой (героиня) выбранного произведения и горьковская Изергиль?
Прочитайте приведённое ниже произведение (фрагмент) и выполните задания 6–8, 9.1 или 9.2 (на выбор) и задание 10.

НА УЛИЦЕ

Апрель ударил голубым крылом
О городскую чёрствую дорогу.
И вот со звоном выкатился лом
Из шумной двери солнцу на подмогу.

И целый день в руках играет сталь,
Вздыхают глухо ледяные глыбы.
Сегодня день прозрачный, как хрусталь,
Сегодня день приветливых улыбок.

Весь город напоён ласкающим теплом.
Неугомон у каждого порога…
Апрель ударил голубым крылом
О городскую чёрствую дорогу.

(М.В. Исаковский, 1924)

Ответами к заданиям 6–8 являются одно-два слова или последовательность цифр. Запишите ответ без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

6Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Стихотворение М.В. Исаковского написано двусложным размером (метром) – _____________ – с использованием перекрёстной ___________.

7Стихотворение М.В. Исаковского начинается и заканчивается одинаковыми строками. Как называется данный вид композиции?

8Из приведённого ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных в тексте стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) эпитет

2) риторический вопрос

3) олицетворение

4) сравнение

5) анафора

Выберите ОДНО из заданий 9.1 или 9.2.

Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

9.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Какую роль в стихотворении играют звуковые образы?

9.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Какими эмоциями окрашено стихотворение «На улице»?

Подберите ОДНО произведение для сопоставления (не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит исходный текст). Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5–10 предложений.

Укажите название произведения и фамилию автора и сопоставьте произведение с исходным текстом в заданном направлении анализа (по своему усмотрению выявите либо черты сходства, либо черты различия обоих произведений).

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

Не допускается обращение к другому произведению того автора, которому принадлежит предложенный текст, а также обращение к таким жанрам, как комикс, манга, фанфик, графический роман.

10Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Назовите произведение отечественной или зарубежной поэзии (с указанием автора), в котором присутствует тема весны. В чём схожи (или различны) выбранное произведение и приведённое стихотворение М.В. Исаковского?

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (11.1–11.5)

Раскройте тему сочинения полно и многосторонне.

Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий).

Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок.

Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий).

Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения.

Соблюдайте нормы литературной письменной речи.

Рекомендуемый объём сочинения 250–350 слов, минимально необходимый объём – 200 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

11.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Каким предстаёт «футлярный» человек в рассказе А.П. Чехова «Человек в футляре»?

11.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

В чём неоднозначность авторского отношения к Раскольникову? (По роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

11.3Напишите сочинение по прочитанному тексту.

«Русь уходящая» в поэзии С.А. Есенина. (На примере не менее трёх стихотворений)

11.4Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Яркие женские образы в отечественной литературе. (На примере произведения одного из писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.А. Шолохова)

11.5Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Какие фрагменты поэмы А.А. Блока «Двенадцать» Вы предложили бы для создания иллюстраций к ним? (С опорой на текст произведения)