Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 183
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2019 год. Вариант №1

Часть "1"

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7.

Шла весна. Сильнее пригревало солнце. На южных склонах бугров потаял снег, и рыжая от прошлогодней травы земля в полдень уже покрывалась прозрачной сиреневой дымкой испарений. На сугревах, на курганах, из-под вросших в суглинок самородных камней показались первые ярко-зелёные острые ростки травы медвянки. Обнажилась зябь. С брошенных зимних дорог грачи перекочевали на гумна, на затопленную талой водой озимь. В логах и балках снег лежал синий, доверху напитанный влагой; оттуда всё ещё сурово веяло холодом, но уже тонко и певуче звенели в под снегом невидимые глазу вешние ручейки, и совсем по-весеннему, чуть приметно и нежно зазеленели в перелесках стволы тополей.

Подходила рабочая пора, и с каждым днём таяла фоминская банда. После ночёвки наутро недосчитывались одного-двух человек, а однажды сразу скрылось чуть ли не полвзвода; восемь человек с лошадьми и вооружением отправились в Вешенскую сдаваться. Надо было пахать и сеять. Земля звала, тянула к работе, и многие фоминцы, убедившись в бесполезности борьбы, тайком покидали банду, разъезжаясь по домам. Оставался лихой народ, кому нельзя было возвращаться, чья вина перед советской властью была слишком велика, чтобы можно было рассчитывать на прощение.

К первым числам апреля у Фомина было уже не больше восьмидесяти шести сабель. Григорий тоже остался в банде. У него не хватало мужества явиться домой. Он был твёрдо убеждён в том, что дело Фомина проиграно и что рано или поздно банду разобьют. Он знал, что при первом же серьёзном столкновении с какой-либо регулярной кавалерийской частью Красной Армии они будут разгромлены наголову. И всё же остался подручным у Фомина, втайне надеясь дотянуть как-нибудь до лета, а тогда захватить пару лучших в банде лошадей, махнуть ночью в Татарский и оттуда вместе с Аксиньей – на юг. Степь донская широкая, простору и неезженых дорог в ней много; летом все пути открыты, и всюду можно найти приют... Думал он, бросив где-нибудь лошадей, пешком с Аксиньей пробраться на Кубань, в предгорья, подальше от родных мест, и там пережить смутное время. Иного выхода, казалось ему, не было.

(М. А. Шолохов, «Тихий Дон»)

Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1К какому роду литературы относится роман М. А. Шолохова «Тихий Дон»?



2Назовите произведение А. С. Пушкина, в котором, как и в «Тихом Доне», изображены события масштабного «русского бунта».



3События, описанные во фрагменте, оттеняются картиной весенней природы. Как называется описание природы, включённое в текст художественного произведения?



4Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и фактами их дальнейшей судьбы: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ
  1. Михаил Кошевой
  2. Аксинья Астахова
  3. Григорий Мелехов
ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА
  1. становится председателем хуторского ревкома
  2. уезжает в эмиграцию
  3. возвращается в родной хутор
  4. трагически погибает, спасаясь от погони
А
Б
В

5Главный герой «Тихого Дона» оказывается в эпицентре военного противостояния. Как называется острое столкновение, противоборство различных сил в художественном произведении?



6Решение Григория уйти из банды Фомина – важный поворот в событийной канве романа. Каким термином обозначается ход и последовательность событий в произведении?



7Укажите название литературного направления, в русле которого развивалось творчество М. А. Шолохова.



Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14.

О письма женщины, нам милой!
От вас восторгам нет числа,
Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.
Когда погаснет пламя страсти
Или послушаетесь вы
Благоразумья строгой власти
И чувству скажете: увы!
Отдайте ей ее посланья
Иль не читайте их потом,
А то нет хуже наказанья,
Чем задним горевать числом.
Начнешь с усмешкою ленивой,
Как бред невинный и пустой,
А кончишь злобою ревнивой
Или мучительной тоской...

О ты, чьих писем много, много
В моем портфеле берегу!
Подчас на них гляжу я строго,
Но бросить в печку не могу.
Пускай время мне доказало,
Что правды в них и проку мало,
Как в праздном лепете детей.
Но и теперь они мне милы -
Поблекшие цветы с могилы
Погибшей юности моей!

(Н.А. Некрасов, 1852)

Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10К какой тематической разновидности лирики относится данное стихотворение Н. А. Некрасова (прилагательное в именительном падеже)?



11Назовите классический лирический жанр (грустное размышление о несовершенстве бытия), к которому относится данное стихотворение Н. А. Некрасова.



12Укажите термин, которым обозначается определение, используемое в переносном значении и к которому автор прибегает в строках:

Но в будущем душе унылой
Готовите вы больше зла.


13Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных Н. А. Некрасовым в стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. повтор
  2. сравнение
  3. гипербола
  4. риторическое восклицание
  5. неологизм


14Определите размер, которым написано стихотворение Н. А. Некрсова (без указания количества стоп).



Ваше имя:
разрешены буквы, цифры, пробел, дефис, точка, знаки _ и @