Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 39
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2019 год. Вариант №28

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Явление I

Стародум и Правдин.

С т а р о д у м. Слушай, друг мой! Великий государь есть государь премудрый. Его дело показать людям прямое их благо. Слава премудрости его та, чтоб править людьми, потому что управляться с истуканами нет премудрости. Крестьянин, который плоше всех в деревне, выбирается обыкновенно пасти стадо, потому что немного надобно ума пасти скотину. Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных. Мы это видим своими глазами.

П р а в д и н. Удовольствие, которым государи наслаждаются, владея свободными душами, должно быть столь велико, что я не понимаю, какие побуждения могли бы отвлекать...

С т а р о д у м. А! Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться! Сколько сетей расставлено к уловлению души человека, имеющего в руках своих судьбу себе подобных! И во-первых, толпа скаредных льстецов...

П р а в д и н. Без душевного презрения нельзя себе вообразить, что такое льстец.

С т а р о д у м. Льстец есть тварь, которая не только о других, ниже о себе хорошего мнения не имеет. Все его стремление к тому, чтоб сперва ослепить ум у человека, а потом делать из него, что ему надобно. Он ночной вор, который сперва свечу погасит, а потом красть станет.

П р а в д и н. Несчастиям людским, конечно, причиною собственное их развращение; но способы сделать людей добрыми...

С т а р о д у м. Они в руках государя. Как скоро все видят, что без благонравия никто не может вытти в люди; что ни подлой выслугой и ни за какие деньги нельзя купить того, чем награждается заслуга; что люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми, – тогда всякий находит свою выгоду быть благонравным и всякий хорош становится.

П р а в д и н. Справедливо. Великий государь дает...

С т а р о д у м. Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин.

П р а в д и н. Чтоб в достойных людях не было недостатку, прилагается ныне особливое старание о воспитании...

С т а р о д у м. Оно и должно быть залогом благосостояния государства. Мы видим все несчастные следствия дурного воспитания. Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят ещё и деньги невеждам-учителям? Сколько дворян-отцов, которые нравственное воспитание сынка своего поручают своему рабу крепостному! Лет через пятнадцать и выходят вместо одного раба двое, старый дядька да молодой барин.

П р а в д и н. Но особы высшего состояния просвещают детей своих...

С т а р о д у м. Так, мой друг; да я желал бы, чтобы при всех науках не забывалась главная цель всех знаний человеческих, благонравие. Верь мне, что наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу. Я хотел бы, например, чтоб при воспитании сына знатного господина наставник его всякий день разогнул ему Историю и указал ему в ней два места: в одном, как великие люди способствовали благу своего отечества; в другом, как вельможа недостойный, употребивший во зло свою доверенность и силу, с высоты пышной своей знатности низвергся в бездну презрения и поношения.

(Д.И. Фонвизин «Недоросль»)

Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1Принципы какого художественного направления воплотились в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»?



2Укажите фамилию героев, в доме которых разворачиваются основные события комедии.



3Укажите термин, которым в литературном произведении называют разговор двух персонажей.



4Установите соответствие между основными персонажами, фигурирующими в комедии, и чертами их характера: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ
  1. Стародум
  2. Вральман
  3. Скотинин
ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА
  1. невежество, недобросовестность
  2. прямодушие, честность
  3. деликатность, нерешительность
  4. стремление к наживе, грубость
А
Б
В

5Назовите приём, лежащий в основе выражения, употреблённого Стародумом («Сколько сетей расставлено к уловлению души человека»), и основанный на уподоблении предметов или явлений.



6Как называются высказывания, лаконичные по форме, острые по мысли и наблюдательности, образцы которых встречаются в речи Стародума («Милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин»)?



7В основе комедии лежит противостояние просветительских идеалов и «плодов злонравия». Как в художественном произведении называется столкновение взглядов, жизненных принципов и т.д.?



Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14.

Беспорядок грозы в небесах!
Не писать! Даровать ей свободу –
невоспетою быть, нависать
над землей, принимающей воду!

Разве я её вождь и судья,
чтоб хвалить её: радость! услада!-
не по чину поставив себя
во главе потрясенного сада?

Разве я её сплетник и враг,
чтобы, пристально выследив, наспех,
величавые лес и овраг
обсуждал фамильярный анапест?

Пусть хоть раз доведется уму
быть немым очевидцем природы,
не добавив ни слова к тому,
что объявлено в сводке погоды.

Что за труд - бег руки вдоль стола?
Это отдых, награда за муку,
когда темною тяжестью лба
упираешься в правую руку.

Пронеслось! Открываю глаза.
Забываю про руку: пусть пишет.
Навсегда разминулись – гроза
и влюбленный уродец эпитет.

Между тем удается руке
детским жестом придвинуть тетрадку
и в любви, в беспокойстве, в тоске
всё, что есть, описать по порядку.

(Б. Ахмадулина, 1968)

Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10Какое средство поэтического синтаксиса применила Б. Ахмадулина, единообразно начав вторую и третью строфы:

«Разве я её вождь и судья…
Разве я её сплетник и враг…»?



11Как называется фонетическое созвучие концов стихотворных строк?



12Укажите тип рифмовки, использованный в стихотворении.



13Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтессой в пятой строфе стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. инверсия
  2. эпитет
  3. эпифора
  4. ирония
  5. метафора


14Как называется восклицание, содержащее утверждение и усиливающее выражение тех и или иных чувств. Например, автор утверждает, что не станет писать о грозе («Беспорядок грозы в небесах! Не писать!»)?