Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 260
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2016 год. Вариант №3

Часть "1"

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7.

– …Нил Павлыч, а Нил Павлыч! как его, джентльмена-то, о котором сообщили давеча, застрелился-то на Петербургской?

– Свидригайлов, – сипло и безучастно ответил кто-то из другой комнаты.

Раскольников вздрогнул.

– Свидригайлов! Свидригайлов застрелился! – вскричал он.

– Как! Вы знаете Свидригайлова?

– Да… знаю… Он недавно приехал…

– Ну да, недавно приехал, жены лишился, человек поведения забубённого, и вдруг застрелился, и так скандально, что представить нельзя… оставил в своей записной книжке несколько слов, что он умирает в здравом рассудке и просит никого не винить в его смерти. Этот деньги, говорят, имел. Вы как же изволите знать?

– Я… знаком… моя сестра жила у них в доме гувернанткой…

– Ба, ба, ба… Да вы нам, стало быть, можете о нём сообщить. А вы и не подозревали?

– Я вчера его видел… он… пил вино… я ничего не знал.

Раскольников чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило.

– Вы опять как будто побледнели. У нас здесь такой спёртый дух…

– Да, мне пора-с, – пробормотал Раскольников, – извините, обеспокоил…

– О, помилуйте, сколько угодно! Удовольствие доставили, и я рад заявить…

Илья Петрович даже руку протянул.

– Я хотел только… я к Заметову…

– Понимаю, понимаю, и доставили удовольствие.

– Я… очень рад… до свидания-с… – улыбался Раскольников.

Он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах. Он стал сходить с лестницы, упираясь правою рукой об стену. Ему показалось, что какой-то дворник, с книжкой в руке, толкнул его, взбираясь навстречу ему в контору, что какая-то собачонка заливалась-лаяла где-то в нижнем этаже и что какая-то женщина бросила в неё скалкой и закричала. Он сошёл вниз и вышел во двор. Тут на дворе, недалеко от выхода, стояла бледная, вся помертвевшая, Соня и дико, дико на него посмотрела. Он остановился перед нею. Что-то больное и измученное выразилось в лице её, что-то отчаянное. Она всплеснула руками. Безобразная, потерянная улыбка выдавилась на его устах. Он постоял, усмехнулся и поворотил наверх, опять в контору.

Илья Петрович уселся и рылся в каких-то бумагах. Перед ним стоял тот самый мужик, который только что толкнул Раскольникова, взбираясь по лестнице.

– А-а-а? Вы опять! Оставили что-нибудь?.. Но что с вами?

Раскольников с побледневшими губами, с неподвижным взглядом тихо приблизился к нему, подошёл к самому столу, упёрся в него рукой, хотел что-то сказать, но не мог; слышались лишь какие-то бессвязные звуки.

– С вами дурно, стул! Вот, сядьте на стул, садитесь! Воды!

Раскольников опустился на стул, но не спускал глаз с лица весьма неприятно удивлённого Ильи Петровича. Оба с минуту смотрели друг на друга и ждали. Принесли воды.

– Это я… – начал было Раскольников.

– Выпейте воды.

Раскольников отвёл рукой воду и тихо, с расстановками, но внятно проговорил:

Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру её Лизавету топором и ограбил.

Илья Петрович раскрыл рот. Со всех сторон сбежались.

Раскольников повторил своё показание.

(Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»)

Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1Назовите жанр, к которому относится произведение Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».



2Укажите отражённую в этом фрагменте стадию развития действия в эпическом или драматическом произведении, где описывается разрешение его конфликта или обнаруживается принципиальная неразрешимость этого конфликта.



3Как называется форма общения героев, представленная разговором двух действующих лиц и являющаяся основной в данном фрагменте?



4Установите соответствие между персонажами, действующими и упомянутыми в данном фрагменте, и отдельными событиями произведения: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Персонажи
  1. Соня
  2. Раскольников
  3. Свидригайлов
Действия
  1. начинает жить «по жёлтому билету»
  2. умирает от чахотки
  3. видит символический сон о лошади
  4. оставляет большие деньги детям Мармеладовых после смерти их родителей
А
Б
В

5Как называется способ изображения внутренней жизни персонажа («чувствовал, что на него как бы что-то упало и его придавило», «он вышел, он качался. Голова его кружилась. Он не чувствовал, стоит ли он на ногах»)?



6В душе Раскольникова борются противоположные начала. Как называется подобное противоборство, столкновение различных позиций?



7Каким термином обозначается выразительная подробность, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку (например, упомянутая в разговоре героев записная книжка Свидригайлова)?



Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14.

Шёл снег…

Шёл снег: неспешно и торжественно –
такой воздушный, лёгкий, женственный.
Нет, он не шёл – он снисходил
до нас. А мы глазами хлопали,
любуясь медленными хлопьями,
представив счастье впереди.

Звон колокольный звал к заутрене,
земля, снежинками припудрена,
собой являла чистоту.
А мы стояли ошарашенно,
забыв про серость дня вчерашнего,
поверив в светлую мечту.

Неповторимые и разные
мы так похоже верим в праздники,
но чаще ждём их по весне.
И вдруг, нежданно и нечаянно,
восторг души сменил отчаянье…
А ведь всего-то – выпал снег!

(В. Н. Соколов, 1968)

Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10В каждой строфе стихотворения можно заметить повторяющееся одинаковое или сходное звучание концов двух стихотворных строк (хлопали – хлопьями; заутрене – припудрена и т.п.). Назовите термин, которым обозначается такое созвучие строк.



11Какой приём, основанный на противопоставлении, использовал поэтв строчках: «…забыв про серость дня вчерашнего, поверив в светлую мечту»?



12Как называется стилистический приём, основанный на повторении согласных звуков в строке («Звон колокольный звал к заутрене»)?



13Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе данного стихотворения. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. эпитет
  2. анафора
  3. оксюморон
  4. инверсия
  5. метафора


14Определите стихотворный размер, которым написано это стихотворение (без указания количества стоп).



Ваше имя: