Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 27
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2015 год. Вариант №6

Часть "1"

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1–7.

VI
Меж тем Онегина явленье
У Лариных произвело
На всех большое впечатленье
И всех соседей развлекло.
Пошла догадка за догадкой.
Все стали толковать украдкой,
Шутить, судить не без греха,
Татьяне прочить жениха;
Иные даже утверждали,
Что свадьба слажена совсем,
Но остановлена затем,
Что модных колец не достали.
О свадьбе Ленского давно
У них уж было решено.

VII
Татьяна слушала с досадой
Такие сплетни; но тайком
С неизъяснимою отрадой
Невольно думала о том;
И в сердце дума заронилась;
Пора пришла, она влюбилась.
Так в землю падшее зерно
Весны огнем оживлено.
Давно ее воображенье,
Сгорая негой и тоской,
Алкало пищи роковой;
Давно сердечное томленье
Теснило ей младую грудь;
Душа ждала... кого-нибудь,

VIII
И дождалась... Открылись очи;
Она сказала: это он!
Увы! теперь и дни и ночи,
И жаркий одинокий сон,
Все полно им; всё деве милой
Без умолку волшебной силой
Твердит о нём. Докучны ей
И звуки ласковых речей,
И взор заботливой прислуги.
В уныние погружена,
Гостей не слушает она
И проклинает их досуги,
Их неожиданный приезд
И продолжительный присест.

IX
Теперь с каким она вниманьем
Читает сладостный роман,
С каким живым очарованьем
Пьёт обольстительный обман!
Счастливой силою мечтанья
Одушевлённые созданья,
Любовник Юлии Вольмар,
Малек-Адель и де Линар,
И Вертер, мученик мятежный,
И бесподобный Грандисон,
Который нам наводит сон, —
Всё для мечтательницы нежной
В единый образ облеклись,
В одном Онегине слились.

(А. С. Пушкин, «Евгений Онегин».)

Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других разделяющих символов.

1Черты какого литературного направления, достигшего расцвета во второй половине XIX века, присутствуют в «Евгении Онегине»?



2Каково авторское определение жанра «Евгения Онегина»?



3Назовите литературный род, к которому относится данное произведение А. С. Пушкина.



4Укажите соответствие между тремя основными персонажами, упоминающимися в данном фрагменте, и присущими им качествами личности.

Персонажи
  1. Онегин
  2. Татьяна
  3. Ленский
Качества личности
  1. цельность и нравственная чистота
  2. романтичность и несдержанность
  3. разочарованность и скептицизм
  4. легкомыслие и глупость
А
Б
В

5С помощью какого художественного средства, представляющего собой употребление слов в переносном значении на основании сходства явлений, передано взволнованное состояние Татьяны Лариной: «С каким живым очарованьем/Пьёт обольстительный обман!»?



6К какой стилистической фигуре, основанной на использовании одинаковых слов в начале строк, прибегает А. С. Пушкин в строфе VIII для передачи эмоционального состояния его героини?



7Представленный фрагмент делится на равные части. Как называется такое сочетание строк, объединённых общей мыслью и представляющих собой ритмическое и синтаксическое целое?



Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14.

Ночь, улица, фонарь, аптека...

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.

Умрёшь - начнёшь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

(А. А. Блок, 1912)

Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10Назовите поэтическое течение начала XX века, в русле которого развивалось творчество А. А. Блока.



11Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу.



12Укажите термин, обозначающий созвучие окончаний стихотворных строк (сначала - канала; встарь - фонарь).



13Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. выпишите соответствующие номера.

1) риторический вопрос

2) звукопись

3) эпитет

4) гротеск

5) сравнение



14Опираясь на вторую строфу стихотворения, определите его размер (без указания количества стоп).



Ваше имя: