Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 3
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2010 год. Авторский вариант

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "B"

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7

Лопахин. Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом!.. Думайте!.. Уходят все, кроме Трофимова и Ани.

Аня (смеясь). Спасибо прохожему, напугал Варю, теперь мы одни.

Трофимов. Варя боится, а вдруг мы полюбим друг друга, и целые дни не отходит от нас. Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, - вот цель и смысл нашей жизни. Вперед! Мы идем неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперед! Не отставай, друзья!

Аня (всплескивая руками). Как хорошо вы говорите! Пауза. Сегодня здесь дивно!

Трофимов. Да, погода удивительная.

Аня. Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад.

Трофимов. Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. Пауза. Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней... Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет еще ровно ничего, нет определенного отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьем водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом. Поймите это, Аня.

Аня. Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово.

Трофимов. Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер.

Аня (в восторге). Как хорошо вы сказали!

(А.П.Чехов, «Вишневый сад».)

B1Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в «Вишнёвом саде».



B2Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение А.П.Чехова.



B3Назовите рассказ А.П.Чехова, в котором он повествует о судьбе Дмитрия Ивановича Старцева и раскрывает проблему духовной деградации человека.



B4Вишнёвый сад — это условный, иносказательный образ пьесы, имеющий множество значений и обладающий значительной смысловой ёмкостью. Как называется такой образ в литературоведении?



B5Как называется речевое общение двух или более лиц, построенное на чередовании их высказываний в разговоре? В данном фрагменте речевое общение Ани и Трофимова.



B6Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую он произносит в ответ на слова другого персонажа?



B7В приведённом фрагменте есть авторские пояснения к тексту пьесы и высказываниям героев, стоящие в скобках, например, «смеясь», «в восторге» Каким термином их обозначают?



Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8–B12

ПРО ЭТИ СТИХИ

На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам,
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам.

Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет.

Буран не месяц будет месть,
Концы, начала заметет.
Внезапно вспомню: солнце есть;
Увижу: свет давно не тот.

Галчонком глянет Рождество,
И разгулявшийся денек
Прояснит много из того,
Что мне и милой невдомек.

В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?

Кто тропку к двери проторил,
К дыре, засыпанной крупой,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По?

Пока в Дарьял, как к другу, вхож,
Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы в вермут окунал.

(Б.Пастернак)

При выполнении заданий В8–В12 запишите ваш ответ в бланк ответов No 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

B8Благодаря какому приёму зарисовка внешнего мира в стихотворении оживает (например, «задекламирует чердак», «галчонком глянет Рождество», «разгулявшийся денёк»)?



B9Назовите троп, обозначающий слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Например, лирический герой свободно курит с Байроном и пьёт с Эдгаром По. Скорее всего, это не сами любимые писатели поэта, а их книги.



B10Укажите название созвучия концов стихотворных строк, играющего важную роль в организации стиха, например: «вхож- дрожь», «детворе – дворе»



B11К какому приёму прибегает поэт, уподобляя Дарьял другу, цейхгауз и арсенал аду, а жизнь предстаёт в стихотворении «как Лермонтова дрожь»?



B12Каким размером написано стихотворение Б.Пастернака "Про эти стихи"?



Ваше имя: