Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 39
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2019 год. Вариант №27

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7.

Л о п а х и н. Напоминаю вам, господа: двадцать второго августа будет продаваться вишневый сад. Думайте об этом!.. Думайте!..

Уходят все, кроме Трофимова и Ани.

А н я (смеясь). Спасибо прохожему, напугал Варю, теперь мы одни.

Т р о ф и м о в. Варя боится, а вдруг мы полюбим друг друга, и целые дни не отходит от нас. Она своей узкой головой не может понять, что мы выше любви. Обойти то мелкое и призрачное, что мешает быть свободным и счастливым, - вот цель и смысл нашей жизни. Вперёд! Мы идём неудержимо к яркой звезде, которая горит там вдали! Вперёд! Не отставай, друзья!

А н я (всплескивая руками). Как хорошо вы говорите! Пауза. Сегодня здесь дивно!

Т р о ф и м о в. Да, погода удивительная.

А н я. Что вы со мной сделали, Петя, отчего я уже не люблю вишневого сада, как прежде. Я любила его так нежно, мне казалось, на земле нет лучше места, как наш сад.

Т р о ф и м о в. Вся Россия наш сад. Земля велика и прекрасна, есть на ней много чудесных мест. Пауза. Подумайте, Аня: ваш дед, прадед и все ваши предки были крепостники, владевшие живыми душами, и неужели с каждой вишни в саду, с каждого листка, с каждого ствола не глядят на вас человеческие существа, неужели вы не слышите голосов... Владеть живыми душами - ведь это переродило всех вас, живших раньше и теперь живущих, так что ваша мать, вы, дядя уже не замечаете, что вы живете в долг, на чужой счет, на счет тех людей, которых вы не пускаете дальше передней... Мы отстали по крайней мере лет на двести, у нас нет ещё ровно ничего, нет определённого отношения к прошлому, мы только философствуем, жалуемся на тоску или пьём водку. Ведь так ясно, чтобы начать жить в настоящем, надо сначала искупить наше прошлое, покончить с ним, а искупить его можно только страданием, только необычайным, непрерывным трудом. Поймите это, Аня.

А н я. Дом, в котором мы живем, давно уже не наш дом, и я уйду, даю вам слово.

Т р о ф и м о в. Если у вас есть ключи от хозяйства, то бросьте их в колодец и уходите. Будьте свободны, как ветер.

А н я (в восторге). Как хорошо вы сказали!

(А. П. Чехов, «Вишневый сад».)

Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в «Вишнёвом саде».



2Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение А.П.Чехова.



3Вишнёвый сад — это условный, иносказательный образ пьесы, имеющий множество значений и обладающий значительной смысловой ёмкостью. Как называется такой образ в литературоведении?



4Установите соответствие между персонажами, фигурирующими в данном фрагменте, и их родом занятий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ
  1. Лопахин Ермолай Алексеевич
  2. Трофимов Петр Сергеевич
  3. Симеонов-Пищик Борис Борисович
РОД ЗАНЯТИЙ
  1. лакей, старик
  2. помещик
  3. купец
  4. студент
А
Б
В

5Как называется речевое общение двух или более лиц, построенное на чередовании их высказываний в разговоре? В данном фрагменте речевое общение Ани и Трофимова.



6В приведённом фрагменте есть авторские пояснения к тексту пьесы и высказываниям героев, стоящие в скобках, например, «смеясь», «в восторге» Каким термином их обозначают?



7Как называется небольшое высказывание персонажа, фраза, которую он произносит в ответ на слова другого персонажа?



Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14.

ПРО ЭТИ СТИХИ

На тротуарах истолку
С стеклом и солнцем пополам,
Зимой открою потолку
И дам читать сырым углам.

Задекламирует чердак
С поклоном рамам и зиме,
К карнизам прянет чехарда
Чудачеств, бедствий и замет.

Буран не месяц будет месть,
Концы, начала заметет.
Внезапно вспомню: солнце есть;
Увижу: свет давно не тот.

Галчонком глянет Рождество,
И разгулявшийся денек
Прояснит много из того,
Что мне и милой невдомек.

В кашне, ладонью заслонясь,
Сквозь фортку крикну детворе:
Какое, милые, у нас
Тысячелетье на дворе?

Кто тропку к двери проторил,
К дыре, засыпанной крупой,
Пока я с Байроном курил,
Пока я пил с Эдгаром По?

Пока в Дарьял, как к другу, вхож,
Как в ад, в цейхгауз и в арсенал,
Я жизнь, как Лермонтова дрожь,
Как губы в вермут окунал.

(Б. Пастернак)

Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10Благодаря какому приёму зарисовка внешнего мира в стихотворении оживает (например, «задекламирует чердак», «галчонком глянет Рождество», «разгулявшийся денёк»)?



11Назовите троп, обозначающий слово или выражение, которые употребляются в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. Например, лирический герой свободно курит с Байроном и пьёт с Эдгаром По. Скорее всего, это не сами любимые писатели поэта, а их книги.



12Укажите название созвучия концов стихотворных строк, играющего важную роль в организации стиха, например: «вхож- дрожь», «детворе – дворе»



13К какому приёму прибегает поэт, уподобляя Дарьял другу, цейхгауз и арсенал аду, а жизнь предстаёт в стихотворении «как Лермонтова дрожь»?



14Каким размером написано стихотворение Б. Пастернака «Про эти стихи»?