Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 40
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2015 год. Вариант №1

Часть "1"

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7.

— Это что?

— Мужички.

— А! — он тут же развернул её, пробежал глазами и подивился чистоте и красоте почерка. — Славно написано, — сказал он, — не нужно и переписывать. Ещё и каёмка вокруг! кто это так искусно сделал каёмку?

— Ну, уж не спрашивайте, — сказал Манилов.

— Вы?

— Жена.

— Ах боже мой! мне, право, совестно, что нанёс столько затруднений.

— Для Павла Ивановича не существует затруднений.

Чичиков поклонился с признательностью. Узнавши, что он шёл в палату за совершением купчей, Манилов изъявил готовность ему сопутствовать. Приятели взялись под руку и пошли вместе. При всяком небольшом возвышении, или горке, или ступеньке Манилов поддерживал Чичикова и почти приподнимал его рукою, присовокупляя с приятною улыбкою, что он не допустит никак Павла Ивановича зашибить свои ножки. Чичиков совестился, не зная, как благодарить, ибо чувствовал, что несколько был тяжеленек. В подобных взаимных услугах они дошли наконец до площади, где находились присутственные места; большой трёхэтажный каменный дом, весь белый, как мел, вероятно для изображения чистоты душ помещавшихся в нём должностей; прочие здания на площади не отвечали огромностию каменному дому. Это были: караульная будка, у которой стоял солдат с ружьём, две-три извозчичьи биржи и наконец длинные заборы с известными заборными надписями и рисунками, нацарапанными углём и мелом; более не находилось ничего на сей уединённой, или, как у нас выражаются, красивой площади. Из окон второго и третьего этажа иногда высовывались неподкупные головы жрецов Фемиды и в ту ж минуту прятались опять: вероятно, в то время входил в комнату начальник. Приятели не взошли, а взбежали по лестнице, потому что Чичиков, стараясь избегнуть поддерживанья под руки со стороны Манилова, ускорял шаг, а Манилов тоже, с своей стороны, летел вперёд, стараясь не позволить Чичикову устать, и потому оба запыхались весьма сильно, когда вступили в тёмный коридор. Ни в коридорах, ни в комнатах взор их не был поражён чистотою. Тогда ещё не заботились о ней; и то, что было грязно, так и оставалось грязным, не принимая привлекательной наружности. Фемида просто, какова есть, в неглиже и халате принимала гостей. Следовало бы описать канцелярские комнаты, которыми проходили наши герои, но автор питает сильную робость ко всем присутственным местам. Если и случалось ему проходить их даже в блистательном и облагороженном виде, с лакированными полами и столами, он старался пробежать как можно скорее, смиренно опустив и потупив глаза в землю, а потому совершенно не знает, как там всё благоденствует и процветает. Герои наши видели много бумаги и черновой и белой, наклонившиеся головы, широкие затылки, фраки, сертуки губернского по­кроя и даже просто какую-то светло-серую куртку, отделившуюся весьма резко, которая, своротив голову набок и положив её почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто какой-нибудь протокол об оттяганьи земли или описке имения, захваченного каким-нибудь мирным помещиком, покойно доживающим век свой под судом, нажившим себе и детей и внуков под его покровом, да слышались урывками короткие выражения, произносимые хриплым голосом: «Одолжите, Федосей Федосеевич, дельцо за N 368!» «Вы всегда куда-нибудь затаскаете пробку с казённой чернильницы!» Иногда голос более величавый, без сомнения, одного из начальников, раздавался повелительно: «На, перепиши! а не то снимут сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши». Шум от перьев был большой и походил на то, как будто бы несколько телег с хворостом проезжали лес, заваленный на четверть аршина иссохшими листьями.

Н. В. Гоголь «Мёртвые души»

Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1Укажите авторское определение жанра «Мёртвых душ».



2Назовите средство выразительности, основанное на сопоставлении предметов («дом, весь белый, как мел»).



3Встретившись, Манилов и Чичиков вступают в разговор. Как называется такой обмен репликами в художественном произведении?



4Оформляя свою покупку, Чичиков встречается в городе не только с Маниловым, но и с другими лицами. Установите соответствие между персонажами и цитатами, которые описывают их действия или иллюстрируют их поведение.

Персонажи
  1. Иван Антонович «кувшиное рыло»
  2. полицеймейстер
  3. Собакевич
Цитаты
  1. «вышел из комнаты, сказавши Петрушке: "Ступай раздевать барина!"»
  2. «пристроился к осетру и... в четверть часа с небольшим доел его всего»
  3. «сказал потихоньку Чичикову: "Крестьян накупили на сто тысяч, а за труды дали только одну беленькую"»
  4. «был среди граждан совершенно как в родной семье, а в лавки и в гостиный двор наведывался, как в собственную кладовую»
А
Б
В

5Говоря о чиновниках, Н. В. Гоголь вместо упоминания персонажа указывает на его признак: «...видели ...куртку, которая, своротив голову набок и положив её почти на самую бумагу, выписывала бойко и замашисто». Назовите это средство выразительности.



6В приведённом фрагменте автор, описывая центральную площадь, использует слово «красивая» в значении, противоположном буквально высказанному. Как называется такой приём?



7Каким термином обозначают выразительную подробность в художественном произведении (например, розовая ленточка, которой перевязан список крестьян)?



Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14.

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины жёлто-красной,
Слагаю я весёлые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

А. А. Ахматова, 1912

Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10К какому роду литературы относится данное произведение А. А. Ахматовой?



11Как называется художественный приём одушевления предмета, явления, использованный поэтом: «утомить... тревогу»?



12Назовите художественное средство, усиливающее эмоциональное звучание строки «О жизни тленной, тленной и прекрасной».



13Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. гротеск
  2. неологизмы
  3. эпитет
  4. аллитерация
  5. инверсия


14Каким размером написано стихотворение А. А. Ахматовой «Я научилась просто, мудро жить...»? (Ответ дайте без указания количества стоп.)



Ваше имя: