Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 164
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2020 год. Вариант №32

Часть 1

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1–7.

…Он, пискарь-сын, отлично запомнил поучения пискаря-отца, да и на ус себе намотал. Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный, и очень твёрдо понимал, что жизнь прожить – не то, что мутовку облизать. «Надо так прожить, чтоб никто не заметил, – сказал он себе, – а не то как раз пропадёшь!» – и стал устраиваться. Первым делом нору для себя такую придумал, чтоб ему забраться в неё было можно, а никому другому – не влезть! Долбил он носом эту нору целый год, и сколько страху в это время принял, ночуя то в иле, то под водяным лопухом, то в осоке. Наконец, однако, выдолбил на славу. Чисто, аккуратно – именно только одному поместиться впору. Вторым делом, насчет житья своего решил так: ночью, когда люди, звери, птицы и рыбы спят – он будет моцион делать, а днём – станет в норе сидеть и дрожать. Но так как пить-есть всё-таки нужно, а жалованья он не получает и прислуги не держит, то будет он выбегать из норы около полден, когда вся рыба уж сыта, и, бог даст, может быть, козявку-другую и промыслит. А ежели не промыслит, так и голодный в норе заляжет, и будет опять дрожать. Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.

Так он и поступал. Ночью моцион делал, в лунном свете купался, а днём забирался в нору и дрожал. Только в полдни выбежит кой-чего похватать – да что в полдень промыслишь! В это время и комар под лист от жары прячется, и букашка под кору хоронится. Поглотает воды – и шабаш!

Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и всё-то думает: «Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?»

Задремлет, грешным делом, а во сне ему снится, что у него выигрышный билет и он на него двести тысяч выиграл. Не помня себя от восторга, перевернётся на другой бок – глядь, ан у него целых полрыла из норы высунулось... Что, если б в это время щучёнок поблизости был! ведь он бы его из норы-то вытащил!

Однажды проснулся он и видит: прямо против его норы стоит рак. Стоит неподвижно, словно околдованный, вытаращив на него костяные глаза. Только усы по течению воды пошевеливаются. Вот когда он страху набрался! И целых полдня, покуда совсем не стемнело, этот рак его поджидал, а он тем временем всё дрожал, всё дрожал.

В другой раз, только что успел он перед зорькой в нору воротиться, только что сладко зевнул, в предвкушении сна, – глядит, откуда ни возьмись, у самой норы щука стоит и зубами хлопает. И тоже целый день его стерегла, словно видом его одним сыта была. А он и щуку надул: не вышел из норы, да и шабаш.

И не раз, и не два это с ним случалось, а почесть что каждый день. И каждый день он, дрожа, победы и одоления одерживал, каждый день восклицал: «Слава тебе, господи! жив!»

Но этого мало: он не женился и детей не имел, хотя у отца его была большая семья. Он рассуждал так: «Отцу шутя можно было прожить! В то время и щуки были добрее, и окуни на нас, мелюзгу, не зарились. А хотя однажды он и попал было в уху, так и тут нашёлся старичок, который его вызволил! А нынче, как рыба-то в реках повывелась, и пискари в честь попали. Так уж тут не до семьи, а как бы только самому прожить!»

И прожил премудрый пискарь таким родом с лишком сто лет. Всё дрожал, всё дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто.

(М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь»)

Ответом к заданиям 1–7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

1Укажите жанр, к которому сам автор отнёс произведение «Премудрый пискарь».



2Назовите вид комического, подразумевающий осмеяние социальных пороков с целью «исправления нравов» и являющийся ведущим в творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина.



3«Был он пискарь просвещённый, умеренно-либеральный…» Как называется скрытая насмешка, «спрятанная» за внешней благожелательностью?



4Установите соответствие между тремя персонажами произведений М.Е. Салтыкова-Щедрина и их характеристиками. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ
  1. Пискарь («Премудрый пискарь»)
  2. Мужик («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)
  3. Помещик («Дикий помещик»)
ХАРАКТЕРИСТИКИ
  1. «имел в голове некоторое особливое устройство»
  2. «весь он, с головы до ног, оброс волосами, словно древний Исав»
  3. «до того изловчился, что стал даже в пригоршне суп варить»
  4. «стал он раскидывать умом, которого у него была палата»
А
Б
В

5Выпишите глагол (в неопределённой форме), многократно повторяющийся в тексте и подчёркивающий внутреннее состояние героя, его взгляд на мир.



6Как называются образные народные изречения, фигурирующие в тексте («жизнь прожить – не то, что мутовку облизать»)?



7Укажите термин, обозначающий мелкую подробность, имеющую важное значение в произведении (например, «особая» нора, укрывающая пискаря от врагов).



Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания 10–14.

ДОЖДЬ

В тумане облачных развалин
Встречая утренний рассвет,
Он был почти нематериален
И в формы жизни не одет.

Зародыш, выкормленный тучей,
Он волновался, он кипел,
И вдруг, весёлый и могучий,
Ударил в струны и запел.

И засияла вся дубрава
Молниеносным блеском слёз,
И листья каждого сустава
Зашевелились у берёз.

Натянут тысячами нитей
Меж хмурым небом и землёй,
Ворвался он в поток событий,
Повиснув книзу головой.

Он падал издали, с наклоном
В седые скопища дубрав.
И вся земля могучим лоном
Его пила, затрепетав.

(Н.А. Заболоцкий, 1953)

Ответом к заданиям 10–14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

10Как называется приём наделения предметов и явлений человеческими свойствами («Ворвался он в поток событий, // Повиснув книзу головой».)?



11Какой вид рифмовки (АВАВ) использует поэт?



12Укажите приём звукописи, основанный на повторении одинаковых согласных звуков в строфе («УдаРил в стРуны и запел».).



13Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в данном стихотворении. Запишите цифры, под которыми они указаны.

  1. инверсия
  2. архаизм
  3. гипербола
  4. ирония
  5. риторический вопрос


14Определите размер, которым написано стихотворение Н.А. Заболоцкого (без указания количества стоп).