Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 9
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2013 год. Вариант №2

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "B"

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7

Горе от ума

Фамусов
Ужасный век! Не знаешь, что начать!
Все умудрились не по ле́там,
А пуще дочери, да сами добряки,
Дались нам эти языки!
Берем же побродяг, и в дом и по билетам,
Чтоб наших дочерей всему учить, всему —
И танцам! и пенью́! и нежностям! и вздохам!
Как будто в жены их готовим скоморохам.
Ты, посетитель, что? ты здесь, сударь, к чему?
Безродного пригрел и ввел в мое семейство,
Дал чин асессора и взял в секретари;
В Москву переведен через мое содейство;
И будь не я, коптел бы ты в Твери.

София
Я гнева вашего никак не растолкую.
Он в доме здесь живет, великая напасть!
Шёл в комнату, попал в другую.

Фамусов
Попал или хотел попасть?
Да вместе вы зачем? Нельзя, чтобы случайно.

София
Вот в чем, однако, случай весь:
Как давиче вы с Лизой были здесь,
Перепугал меня ваш голос чрезвычайно,
И бросилась сюда я со всех ног...

Фамусов
Пожалуй, на меня всю суматоху сложит.
Не в пору голос мой наделал им тревог!

София
По смутном сне безделица тревожит;
Сказать вам сон: поймете вы тогда.

Фамусов
Что за история?

София
Вам рассказать?

Фамусов
Ну да. (Садится.)

София
Позвольте... видите ль... сначала
Цветистый луг; и я искала
Траву
Какую-то, не вспомню наяву.
Вдруг милый человек, один из тех, кого мы
Увидим — будто век знакомы,
Явился тут со мной; и вкрадчив, и умен,
Но робок... знаете, кто в бедности рожден...

Фамусов
Ах, матушка, не довершай удара!
Кто беден, тот тебе не пара!

София
Потом пропало все: луга и небеса. —
Мы в темной комнате. Для довершенья чуда
Раскрылся пол — и вы оттуда
Бледны, как смерть, и дыбом волоса!
Тут с громом распахнулись двери
Какие-то не люди и не звери
Нас врознь — и мучили сидевшего со мной.
Он будто мне дороже всех сокровищ,
Хочу к нему — вы тащите с собой:
Нас провожают стон, рев, хохот, свист чудовищ!
Он вслед кричит!.. —
Проснулась. — Кто-то говорит:
Ваш голос был; что, думаю, так рано?
Бегу сюда — и вас обоих нахожу.

(А.С. Грибоедов «Горе от ума».)

B1Укажите жанр пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума».



B2Разговор Софьи и Фамусова происходит до появления в пьесе её главного героя Чацкого и завязки основных событий. Как называется этап действия, предшествующий завязке и отображающий положение действующих лиц до начала действия?



B3Следуя традиции, автор наделяет персонажей своей пьесы именами и фамилиями, несущими в себе некие характеристики (Фамусов — «молва», Софья — «мудрая»). Как называются такие имена?



B4Как называется форма общения между действующими лицами (например, разговор между Софьей и Фамусовым), которая служит способом характеристики персонажей и мотивирует развитие сюжета?



B5Установите соответствие между тремя персонажами пьесы «Горе от ума» и их речевыми характеристиками. К каждой позиции первой строки подберите соответствующую позицию из второй строки. Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АВС, без пробелов и запятых.

ПЕРСОНАЖИ: А) Фамусов Б) Молчалин В) Чацкий

ХАРАКТЕРИСТИКИ: 1)«в чинах мы небольших» 2) «я глупостей не чтец» 3) «учились бы на старших глядя» 4) «фельдфебеля в Волтеры дам»




B6Как называется краткая характеристика автором происходящего на сцене, представляющая собой рекомендацию актёрам в отношении их поведения, жестов, мимики, темпа речи и т. д. (например, садится)?



B7С первых сцен пьесы в ней намечается противостояние «старшего» и «младшего» поколений. Как называется острое противоречие, лежащее в основе драматургического действия?



Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8–B12

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.

(А.А. Блок, 1902)

Ответом к заданиям B8–B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B8Укажите название поэтического течения, одним из ярких представителей которого был А.А. Блок.



B9Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («бедный обряд»)?



B10Укажите название тропа, в основе которого лежит перенос свойств одних предметов и явлений на другие на основе их ассоциативной связи, сходства («Высоко бегут по карнизам //Улыбки, сказки и сны»).



B11Как называется стилистический приём, основанный на повторении одинаковых гласных звуков в строке («В мерцаньи красных лампад»)?



B12Определите размер, которым написано стихотворение А.А.Блока «Вхожу я в тёмные храмы...»



Ваше имя: