Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 3
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2014 год. Вариант №4

Часть "B"

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7

- Да, ведь вам нужен реестрик всех этих тунеядцев? Как же, я, как знал, всех их списал на особую бумажку, чтобы при первой подаче ревизии всех их вычеркнуть.

Плюшкин надел очки и стал рыться в бумагах. Развязывая всякие связки, он попотчевал своего гостя такою пылью, что тот чихнул. Наконец вытащил бумажку, всю исписанную кругом. Крестьянские имена усыпали её тесно, как мошки. Были там всякие: и Парамонов, и Пименов, и Пантелеймонов, и даже выглянул какой-то Григорий Доезжай-не-доедешь; всех было сто двадцать с лишком. Чичиков улыбнулся при виде такой многочисленности. Спрятав её в карман, он заметил Плюшкину, что ему нужно будет для совершения крепости приехать в город.

- В город? Да как же?., а дом-то как оставить? Ведь у меня народ или вор, или мошенник: в день так оберут, что и кафтана не на чём будет повесить.

- Так не имеете ли кого-нибудь знакомого?

- Да кого же знакомого? Все мои знакомые перемерли или раззнакомились. Ах, батюшки! как не иметь, имею! - вскрикнул он. - Ведь знаком сам председатель, езжал даже в старые годы ко мне, как не знать! однокорытниками были, вместе по заборам лазили! как не знакомый? уж такой знакомый! так уж не к нему ли написать?

- И конечно, к нему.

- Как же, уж такой знакомый! в школе были приятели.

И на этом деревянном лице вдруг скользнул какой-то тёплый луч, выразилось не чувство, а какое-то бледное отражение чувства, явление, подобное неожиданному появлению на поверхности вод утопающего, произведшему радостный крик в толпе, обступившей берег. Но напрасно обрадовавшиеся братья и сёстры кидают с берега верёвку и ждут, не мелькнёт ли вновь спина или утомлённые бореньем руки, - появление было последнее. Глухо всё, и ещё страшнее и пустыннее становится после того затихнувшая поверхность безответной стихии. Так и лицо Плюшкина вслед за мгновенно скользнувшим на нём чувством стало ещё бесчувственней и ещё пошлее.

- Лежала на столе четвёртка чистой бумаги, - сказал он, - да не знаю, куда запропастилась: люди у меня такие негодные!

Тут стал он заглядывать и под стол и на стол, шарил везде и наконец закричал: «Мавра! а Мавра!» На зов явилась женщина с тарелкой в руках, на которой лежал сухарь, уже знакомый читателю. И между ними произошёл такой разговор:

- Куда ты дела, разбойница, бумагу?

- Ей-богу, барин, не видывала, опричь небольшого лоскутка, которым изволили прикрыть рюмку?

- А вот я по глазам вижу, что подтибрила.

- Да на что ж бы я подтибрила? Ведь мне проку с ней никакого; я грамоте не знаю.

- Врёшь, ты снесла пономарёнку: он маракует, так ты ему и снесла.

- Да пономарёнок, если захочет, так достанет себе бумаги. Не видал он вашего лоскутка!

- Вот погоди-ка: на страшном суде черти припекут тебя за это железными рогатками! вот посмотришь, как припекут!

- Да за что же припекут, коли я не брала и в руки четвёртки? Уж скорее в другой какой бабьей слабости, а воровством меня ещё никто не попрекал.

- А вот черти-то тебя и припекут! скажут: «А вот тебе, мошенница, за то, что барина-то обманывала!», да горячими-то тебя и припекут!

- А я скажу: не за что! ей-богу, не за что, не брала я... Да вон она лежит на столе. Всегда понапраслиной попрекаете!

Плюшкин увидел, точно, четвёртку и на минуту остановился, пожевал губами и произнёс: «Ну, что ж ты расходилась так? Экая занозистая! Ей скажи только одно слово, а она уж в ответ десяток! Поди-ка принеси огоньку запечатать письмо. Да стой, ты схватишь сальную свечу, сало дело топкое: сгорит - да и нет, только убыток; а ты принеси-ка мне лучинку!»

Мавра ушла, а Плюшкин, севши в кресла и взявши в руку перо, долго ещё ворочал на все стороны четвёртку, придумывая: нельзя ли отделить от неё ещё осьмушку, но наконец убедился, что никак нельзя; всунул перо в чернильницу с какою-то заплесневшею жидкостью и множеством мух на дне и стал писать, выставляя буквы, похожие на музыкальные ноты, придерживая поминутно прыть руки, которая расскакивалась по всей бумаге, лепя скупо строка на строку, и не без сожаления подумывая о том, что всё ещё останется много чистого пробела.

Н.В. Гоголь, «Мёртвые души».

Ответом к заданиям В1-В7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B1Как Н.В. Гоголь определил жанр «Мёртвых душ»?



B2Автор противопоставляет мимолётное чувство, скользнувшее по лицу Плюшкина, обычно деревянному, бесчувственному выражению этого лица. Как называется приём противопоставления в художественном произведении?



B3Каким термином обозначается выразительное средство, основанное на сопоставлении предметов, явлений, например: «Крестьянские имена усыпали её тесно, как мошки»?



B4До приезда к Плюшкину Чичиков посещает других помещиков. Установите соответствие между помещиками и их описаниями, данными в произведении. К каждой позиции первой строки подберите соответствующую позицию из столбца. Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АВС, без пробелов и запятых.

ПОМЕЩИКИ: А) Ноздрёв Б) Манилов В) Собакевич

ОПИСАНИЯ:

1) «никакими средствами и стараньями нельзя бы докопаться, из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились, что походили на юфть, какая идёт на сапоги»

2) «очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег, зубами и чёрными, как смоль, бакенбардами»

3) «фрак на нём был совершенно медвежьего цвета, рукава длинны, панталоны длинны, ступнямиступалон и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги»

4) «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»




B5Обращаясь к Мавре, Плюшкин употребляет разговорные слова, не входящие в литературный язык («подтибрила», «маракует»). Как называются такие слова?



B6Выпишите из фрагмента глагол, который неоднократно повторяет Плюшкин, желая напугать и уличить в воровстве Мавру.



B7Автор насыщает рассказ о Плюшкине значимыми предметными подробностями (например, четвёрка бумаги, чернильница со множеством мух на дне). Назовите это выразительное средство.



Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8–B12

Не жалею, не зову, не плачу,
Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.
Увяданья золотом охваченный,
Я не буду больше молодым.

Ты теперь не так уж будешь биться,
Сердце, тронутое холодком,
И страна берёзового ситца
Не заманит шляться босиком.

Дух бродяжий! ты всё реже, реже
Расшевеливаешь пламень уст.
О моя утраченная свежесть,
Буйство глаз и половодье чувств.

Я теперь скупее стал в желаньях,
Жизнь моя? иль ты приснилась мне?
Словно я весенней гулкой ранью
Проскакал на розовом коне.

Все мы, все мы в этом мире тленны,
Тихо льётся с клёнов листьев медь...
Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

(С.А. Есенин, 1921)

Ответом к заданиям B8–B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B8Назовите жанр классической поэзии, черты которого присутствуют в стихотворении С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...»



B9Как называется стилистический приём, основанный на повторе одинаковых согласных в строке: «Дух бродяжий! ты все реже, реже...»?



B10Назовите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие по сходству (например, «белых яблонь дым», «увяданья золотом охваченный»).



B11Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в стихотворении. Цифры запишите в порядке возрастания без пробелов и запятых.

1) повтор

2) сравнение

3) гротеск

4) анафора

5) риторический вопрос




B12Каким размером написано стихотворение С.А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...»? (Дайте ответ без указания количества стоп.)



Ваше имя: