Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 16
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2014 год. Вариант №3

Часть "B"

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7

- Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, - сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. - Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.

-Прекрасно! превосходно!

- Прекрасно! - сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. - Вы где учились музыке? - спросил он у Екатерины Ивановны. - В консерватории?

- Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.

- Вы кончили курс в здешней гимназии?

- О нет! - ответила за неё Вера Иосифовна. - Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.

- А всё-таки в консерваторию я поеду, - сказала Екатерина Ивановна.

- Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

- Нет, поеду! Поеду! - сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.

А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю...

Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

- А ну-ка, Пава, изобрази! - сказал ему Иван Петрович.

Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:

- Умри, несчастная!

И все захохотали.

(А. П. Чехов, «Ионыч».)

Ответом к заданиям В1-В7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B1Укажите жанр, к которому относится произведение А. П. Чехова «Ионыч».



B2Какую фамилию имеет семейство, демонстрирующее гостям свои «таланты»?.



B3В приведённом фрагменте герои оживлённо беседуют. Как называется разговор персонажей, обменивающихся репликами?



B4Установите соответствие между персонажами чеховских произведений, раскрывающих сущность «пошлого» мира, и названиями этих произведений. К каждой позиции первой строки подберите соответствующую позицию из второй строки. Запишите последовательность цифр, соответствующих буквам АВС, без пробелов и запятых.

ПЕРСОНАЖИ: А) Червяков Б) Очумелов В) Беликов

ПРОИЗВЕДЕНИЯ: 1) «Смерть чиновника» 2) «Человек в футляре» 3) «Ионыч» 4) «Хамелеон»




B5В описании поведения хозяев дома сквозит скрытая авторская насмешка. Каким термином она обозначается?



B6Во фрагменте представлены краткие, но выразительные описания внешнего облика персонажей (например, «мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками»). Как называется такое средство характеристики героя?



B7Укажите литературное направление, к которому относится чеховская проза.



Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8–B12

Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов
И шелест новостей и истин.
Ты из семьи таких основ.
Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,
Словесный сор из сердца вытрясть
И жить, не засоряясь впредь,
Всё это - не большая хитрость

(Б. Л. Пастернак, 1931)

Ответом к заданиям B8–B12 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Запишите ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

B8К какому роду литературы относится это произведение?



B9Какой вид звукописи использует Пастернак в стихах: «Весною слышен шорох снов / И шелест новостей и истин»?



B10Как называется созвучие стихов стихотворных строк (снов - основ; истин - бескорыстен и т.п.)?



B11Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения (цифры запишите в порядке возрастания без пробелов и запятых).

1) инверсия

2) метафора

3) анафора

4) сравнение

5) гротеск




B12Укажите размер, которым написано стихотворение Б. Л. Пастернака «Любить иных - тяжелый крест...» (без указания количества стоп).



Ваше имя: