Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 247
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ЕГЭ по литературе. 2010 год. Демонстрационный вариант

Часть "B"

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания B1–B7; C1–С2.

Немецкий передний край проскакивал меж двух дзотов. Из блиндажа автоматчики выскочили, и я нарочно сбавил ход, чтобы они видели, что майор едет. Но они крик подняли, руками махают, мол, туда ехать нельзя, а я будто не понимаю, подкинул газку и пошел на все восемьдесят. Пока они опомнились и начали бить из пулеметов по машине, а я уже на ничьей земле между воронками петляю не хуже зайца.

Тут немцы сзади бьют, а тут свои очертели, из автоматов мне навстречу строчат. В четырех местах ветровое стекло пробили, радиатор пропороли пулями... Но вот уже лесок над озером, наши бегут к машине, а я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем...

Молодой парнишка, на гимнастерке у него защитные погоны, каких я еще в глаза не видал, первым подбегает ко мне, зубы скалит: "Ага, чертов фриц, заблудился?" Рванул я с себя немецкий мундир, пилотку под ноги кинул и говорю ему: "Милый ты мой губошлеп! Сынок дорогой! Какой же я тебе фриц, когда я природный воронежец? В плену я был, понятно? А сейчас отвяжите этого борова, какой в машине сидит, возьмите его портфель и ведите меня к вашему командиру". Сдал я им пистолет и пошел из рук в руки, а к вечеру очутился уже у полковника – командира дивизии. К этому времени меня и накормили, и в баню сводили, и допросили, и обмундирование выдали, так что явился я в блиндаж к полковнику, как и полагается, душой и телом чистый, и в полной форме. Полковник встал из-за стола, пошел мне навстречу. При всех офицерах обнял и говорит: "Спасибо тебе, солдат, за дорогой гостинец, какой привез от немцев. Твой майор с его портфелем нам дороже двадцати "языков". Буду ходатайствовать перед командованием о представлении тебя к правительственной награде". А я от этих слов его, от ласки, сильно волнуюсь, губы дрожат, не повинуются, только и мог из себя выдавить: "Прошу, товарищ полковник, зачислить меня в стрелковую часть".

Но полковник засмеялся, похлопал меня по плечу: "Какой из тебя вояка, если ты на ногах еле держишься? Сегодня же отправлю тебя в госпиталь. Подлечат тебя там, подкормят, после этого домой к семье на месяц в отпуск съездишь, а когда вернешься к нам, посмотрим, куда тебяопределить".

И полковник, и все офицеры, какие у него в блиндаже были, душевно попрощались со мной за руку, и я вышел окончательно разволнованный, потому что за два года отвык от человеческого обращения.

(М.А. Шолохов, «Судьба человека».)

B1Назовите литературное направление, расцвет которого пришелся на вторую половину ХIХ века и традиции которого нашли свое отражение в "Судьбе человека".



B2Укажите жанр, к которому принадлежит названное произведение М.А. Шолохова.



B3"Судьбу человека" называют "свернутым эпическим полотном". Назовите шолоховский четырехтомный роман-эпопею, представляющий собой "большой" эпос и также отображающий судьбу человека в Истории.



B4В приведенном фрагменте повествование ведется от лица героя, речь которого отличается от авторской ("подкинул газку", "а тут свои очертели"). Как называется такой персонаж?



B5Эпизод встречи героя с командиром дивизии своеобразно перекликается со сценой у лагерфюрера Мюллера, назвавшего Андрея "настоящим русским солдатом". Как называется резкое противопоставление различных ситуаций, явлений в художественном произведении?



B6Описывая события, герой передает свой разговор с молодым солдатом и с командиром дивизии. Укажите соответствующую форму общения между персонажами в художественном произведении.



B7Как называется способ отображения внутренних, душевных переживаний героев в произведении ("упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем", "губы дрожат, не повинуются" и т.п.)?



Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания B8–B12; C3–С4.

ВЕЧЕР

Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.
На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном, –
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зеленым огнем.

(А.А. Фет, 1855 г.)

При выполнении заданий В8–В12 запишите ваш ответ в бланк ответов No 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или сочетания слов. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.

B8«Далеко, в полумраке, луками //Убегает на запад река...". Как называется художественное описание природы в литературном произведении?



B9К какому приему прибегает поэт в строке: "Разлетелись, как дым, облака"?



B10Какой вид тропа, основанный на переносе свойств одного явления на другое по их сходству, использует автор, упоминая о "вздохах дня" в "дыханье ночном"?



B11Назовите художественное средство, неоднократно встречающееся в стихотворении и представляющее собой образное определение предмета ("над ясной рекою", "в померкшем лугу" и т.п.).



B12Каким размером написано стихотворение А.А. Фета "Вечер" (без указания количества стоп)?



Ваше имя: