Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 143
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №36

Автор: Балашова Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) — О чём плачешь, девочка? (2) Говори толком… (3) Что с дедкой приключилось? — тотчас же спросил Степан Артемьевич, но Сибирочка рыдала навзрыд и не могла ничего ответить. (4) Её маленькое сердце теперь так и рвалось от тоски. (5) Она впервые почувствовала здесь, в своём селении, всю тяжесть своего горя. (6) Не было больше её дедушки, и никогда, никогда она, Сибирочка, не увидится уже с ним!

(7) Вдруг мысль о купце, которого надо было спасти во что бы то ни стало, как молния, промелькнула в её головке. (8) И, захлебываясь от слёз, девочка тут же стала взволнованно передавать всё, что случилось в течение полусуток в тайге с нею и с дедом. (9) Как они пошли за дичью и за хворостом, как упал дедушка, как захватили её к себе лесные бродяги и как она узнала о том страшном деле, которое затевали они.

(10) Урядник слушал внимательно, и лицо его принимало всё более и более взволнованное и озабоченное выражение. (11) Когда же, рассказав всё, Сибирочка стихла и только тихо всхлипывала о своём горе, Степан Артемьевич погладил её по голове и ласково сказал:

(12) — Ты хорошая девочка, Сибирочка. (13) Ты спасла жизнь купцу Гандурову, и не только ему одному: эти беглые каторжники наделали бы ещё много бед, убили бы многих людей. (14) Мы их давно разыскиваем… (15) Ты получишь награду, Сибирочка, и от начальства, и от купца Гандурова, которому ты спасла жизнь! (16) А теперь отдохни хорошенько, чтобы проводить нас в тайгу… (17) Подкрепи свои силы. (18)Моя жена накормит тебя. (19) Ты пришла как раз вовремя, потому что купец Гандуров остановился у меня, чтобы дать отдохнуть лошадям, раньше чем пуститься снова в дорогу.

(20) И, говоря это, урядник погладил белокурую головку Сибирочки, восторгаясь смелостью малютки.

(21) Девочка, однако, отказалась от еды. (22) Она знала, что медлить было нельзя. (23) Хотя теперь смертельная опасность уже не грозила купцу Гандурову, но злодеи могли догадаться, в чём дело, и жестоко избить, а может статься, и убить Андрюшу за то, что он помог намеченной ими жертве ускользнуть из их рук.

(24) Поэтому она была не в силах есть и спать и всё торопила Алмазина спешить с людьми в тайгу. (25) Урядник и сам сознавал, что необходимо было как можно скорее поймать злодеев.

(26) Вскоре Сибирочку позвали в гостиную Алмазина, где находился сам купец Гандуров, уже узнавший о грозившей ему опасности.

(27) — Ты хорошая, самоотверженная девочка, — произнёс он, ласково обнимая появившуюся перед ним Сибирочку, — ты избавила от большого горя мою семью, крошка, и за это я позабочусь о тебе и дам тебе денег, чтобы ты могла безбедно существовать всю свою жизнь. (28)Ведь ты сирота?

(29) — Да, сирота, — произнесла Сибирочка, и опять при одном намёке на то, что она одна-одинешенька осталась теперь на свете, слёзы хлынули у неё из глаз.

(30) — Не горюй, — произнес Гандуров, — я возьму тебя в дом к себе и буду заботиться о тебе, как о родной дочери.

(31) — И об Андрюше тоже! (32) Возьмите к себе и Андрюшу! (33) Ведь это он научил меня спасти вас. (34) Без него вы бы погибли наверное! — проговорила Сибирочка и стала рассказывать купцу, кто такой был Андрюша.

(35) — Ладно, возьмём и Андрюшу, — согласился тот, — и о нём позабочусь, и ему хорошо будет. (36) А теперь надо ехать ловить разбойников, — произнес он, поднимаясь с места, с довольной улыбкой, без тени тревоги.

(37) Действительно, надо было спешить. (38) В какой-нибудь час времени урядник набрал себе помощников и разделил их на два отряда. (39) Часть хорошо вооружённых людей он усадил в тройку купца и приказал им тихонько ехать по проезжему лесному пути, а сам, взяв с собой человек десять, вместе с Гандуровым и с Сибирочкой, пустился в путь пешком к лесной норе, в самую глубь тайги.

(40) Девочка шла впереди, указывая дорогу маленькому отряду. (41)Месяц вышел на небо и хотя слабо, но все же освещал путь. (42) Шишки, разбросанные Сибирочкою там и тут по снегу, указывали, куда надо было идти. (43) Дорога, по которой ехала тройка с вооружёнными людьми, была недалеко. (44) До пеших путников долетал и звон колокольчиков, и фырканье коней.

(по повести Л.Чарской «Сибирочка»)*

*«Чарская» - литературный псевдоним, взятый Лидией Алексеевной Чуриловой, актрисой Петербургского Александринского театра. Героини Лидии Чарской — девочки со стойкими характерами.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Сибирочка всё торопила Алмазина спешить с людьми в тайгу?»

1) Она боялась, что забудет дорогу.

2) Она уже хорошо отдохнула.

3) Она боялась, что Алмазин не возьмёт её с собой.

4) Она боялась, что злодеи убьют Андрюшу.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Вдруг мысль о купце, которого надо было спасти во что бы то ни стало, как молния, промелькнула в её головке.

2) Её маленькое сердце теперь так и рвалось от тоски.

3) А теперь надо ехать ловить разбойников, — произнёс он, поднимаясь с места, с довольной улыбкой, без тени тревоги.

4) А теперь отдохни хорошенько, чтобы проводить нас в тайгу…



4Из предложений 37-38 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется З, если после неё следует звонкий согласный».



5Из предложений 7-8 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В наречии на О-Е пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».



6Замените разговорное слово «разбойников» из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание «фырканье коней» (предложение 44), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 32.



9Среди предложений 3-6 найдите предложение с обособленным уточняющим обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при обращении.

Ты получишь награду, (1) Сибирочка, (2) и от начальства, (3) и от купца Гандурова, (4) которому ты спасла жизнь! А теперь отдохни хорошенько, (5) чтобы проводить нас в тайгу…


11Укажите количество грамматических основ в предложении 42. Ответ запишите цифрой.



12В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

И, (1) захлебываясь от слез, (2) девочка тут же стала взволнованно передавать всё, (3) что случилось в течение полусуток в тайге с нею и с дедом.


13Среди предложений 15-20 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 25-28 найдите сложное предложение с бессоюзной, союзной подчинительной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: