Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 356
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №175

Автор: Балашова Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) — Но отчего же ты не убежал от них? — потрясённая и взволнованная его рассказом, спрашивала девочка.

(2) — Я только этою ночью узнал, что они за люди, — продолжал Андрюша. — (3) Я думал, что это просто лесные охотники, звероловы и птицеловы, и жил у них потому, что мне некуда было деться. (4) А сегодня ночью, когда они нашли тебя на моё место и ты будешь на них работать, как я работал до сих пор по дому и по хозяйству, они не захотели больше скрываться от меня и решили приручить и меня к их страшной работе — грабить и убивать людей. (5) И уже сегодня они велели мне пробраться в лесное имение купца Гандурова и узнать там хорошенько, один ли он едет домой из города и много ли денег он везёт с собою и какою дорогою поедет он по лесу… (6) Чтобы я не мог убежать или выдать их, со мною пойдет Косточка и не отступит от меня ни на шаг… (7) Потом мы вернёмся к лесной норе, а ночью… ночью…

(8) Тут голос Андрюши прервался, и он не кончил своей фразы. (9)Всё лицо его изображало теперь одну сплошную муку ужаса. (10)Сибирочка дрожала, как былинка, с головы до ног.

(11) — Надо спасти несчастного купца! — шептала она, схватив за руку своего нового друга.

(12) — Да, надо спасти! (13) И я придумал, как это сделать! — решительным голосом подтвердил он и, помолчав немного, прибавил: (14)— Это сделаешь ты!

(15) — Я?! — вскричала Сибирочка изумлённо.

(16) — Ну да, ты… (17) Ты сейчас же проберёшься в селение, найдёшь дом урядника и расскажешь ему всё, а он отрядит людей в лес, прежде чем на купца Гандурова будет сделано нападение. (18) Я бы мог сам пойти в посёлок, но это может возбудить их подозрение. (19) Если же убежишь ты, будет лучше. (20) Мы разобьём окошко в землянке, и ты вылезешь через него… (21) Но только раньше я сяду снова в подвал как ни в чем не бывало, чтобы они не подумали о том, что я послал тебя. (22) Только тебе придется самой провести сюда урядника и его людей, потому что лесная нора так ловко спрятана в лесу, что её трудно найти. (23) Тебе же я дам мешок старых кедровых шишек, и от времени до времени ты будешь сажать шишки в снег, и по ним вы найдете обратную дорогу, конечно, если ночью не поднимется пурга и луна будет сиять, как и вчера, светло и ясно. (24) Но я уверен, что так и будет, потому что дело идет о спасении человека, и Господь поможет нам, — с уверенностью в голосе произнёс Андрюша.

(25) — Да, Господь поможет нам, — подтвердила и Сибирочка, — и мне почему-то кажется, что все должно кончиться хорошо!

(26) — Но ты должна идти, даже бежать, очень скоро… (27) Берегись опоздать… (28) Может быть, они убьют купца прежде, нежели ты сюда вернешься с помощью, — произнёс чуть слышно мальчик.

(29) — О! — могла только проговорить Сибирочка. — (30) Я побегу сейчас же, и добрый Боженька да молитва покойного дедушки помогут мне…

(31) Андрюша одобрительно кивнул ей головой.

(32) — Вот мешок с шишками, — произнёс он, протягивая девочке плотно увязанный узел. — (33) Помни, что каждые десять шагов ты будешь сажать по одной шишке в снег. (34) А теперь — раз, два, три! (35) Сейчас я покончу с окошком.

(36) И, отбежав немного, он со всего размаха вскочил на лавку и изо всей силы ударил кулаком по крошечному оконцу избы. (37) Стекло с жалобным дзиньканьем разлетелось вдребезги. (38) Из раненой руки Андрюши брызнула кровь, но он не обратил на это внимания.

(39) — Теперь я спущусь в подполье и до самого их прихода не вылезу оттуда, — срывающимся голосом говорил он, — пусть думают, что я не виновен в твоем бегстве. (40) А то, пожалуй, изменят свой план на новый, из страха быть выданными мною через тебя. (41) Ну, с Богом. (42) Прощай!

(43) И он смело прыгнул в зияющую в полу яму.

(по повести Л. Чарской «Сибирочка»)*

*«Чарская» - литературный псевдоним, взятый Лидией Алексеевной Чуриловой, актрисой Петербургского Александринского театра. Героини Лидии Чарской — девочки со стойкими характерами.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Зачем Андрюша дал Сибирочке мешок старых кедровых шишек?»

1) Она должна была сажать шишки в снег, чтобы потом по ним найти дорогу.

2) Она должна была отнести шишки купцу Гандурову.

3) Она должна была питаться ими.

4) Она должна была выбросить их.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) И он смело прыгнул в зияющую в полу яму.

2) Стекло с жалобным дзиньканьем разлетелось вдребезги.

3) Сибирочка дрожала, как былинка, с головы до ног.

4) И, отбежав немного, он со всего размаха вскочил на лавку и изо всей силы ударил кулаком по крошечному оконцу избы.



4Из предложений 6-9 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением, близким к приставке ПЕРЕ-.



5Из предложений 22-23 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратком страдательном причастии пишется Н».



6Замените разговорное слово «крошечному» из предложения 36 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание «вскричала изумлённо» (предложение 15), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 12.



9Среди предложений 30-34 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

— Теперь я спущусь в подполье и до самого их прихода не вылезу оттуда, (1) — срывающимся голосом говорил он, (2) — пусть думают, (3) что я не виновен в твоем бегстве. А то, (4) пожалуй, (5) изменят свой план на новый, (6) из страха быть выданными мною через тебя.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.



12В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Тебе же я дам мешок старых кедровых шишек, (1) и от времени до времени ты будешь сажать шишки в снег, (2) и по ним вы найдете обратную дорогу, (3) конечно, (4) если ночью не поднимется пурга и луна будет сиять, (5) как и вчера, (6) светло и ясно.


13Среди предложений 1-3 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 16-19 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и союзной подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: