Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 17
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №30

Автор: Балашова Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Бабушка с внучкой зашли в сквер. (2) На ближайшей скамейке сидел парнишка Июлькиного возраста. (3) Он задрал голову вверх, чтобы унять текущую из носа кровь. (4) Августа поспешила к мальчишке.

(5) – Как же тебя так угораздило? (6) Дай-ка мне посмотреть, чем тебе можно помочь.

(7) Вася не хотел ни расспросов, ни сочувствия. (8) Он не привык, чтобы над ним квохтали. (9) У них с дедом в доме был суровый, мужской уклад.

(10) – Не надо, и так пройдёт, – отказался мальчишка.

(11) – К чему ждать и шмыгать носом, когда это дело одной секунды, – покачала головой Августа и положила ладонь мальчишке на лоб.

(12) Кровотечение мгновенно остановилось.

(13) – Вот так. (14) А теперь покажи, что у тебя с ногой, – попросила старушка.

(15) – Откуда вы знаете? – опешил Вася.

(16) Августа улыбнулась. (17) За то время, пока её ладонь лежала у Васи на голове, она успела узнать, что в детстве он болел ветрянкой. (18) В первом классе упал с санок и получил сотрясение мозга. (19) Прошлой зимой перенёс грипп. (20) Для того чтобы поставить диагноз, ей не нужно было прибегать к магии. (21) В Сдвинутом мире это умела даже простая сельская знахарка.

(22) – Снимай башмак! – скомандовала Августа.

(23) Вася вспомнил про дырку в носке и энергично помотал головой:

(24) – Нет, мне уже лучше.

(25) – Не спорь. (26) Бесполезно. (27) Ты не знаешь мою бабушку, – сказала Июлька.

(28) Не обращая внимания на протесты, Августа присела на корточки и стянула с мальчишки кроссовку. (29) Вася зарделся от стыда. (30) Для полноты счастья ему не хватало предстать в рваном носке перед незнакомой девчонкой. (31) Старушка сняла злополучный носок, осмотрела лодыжку, ощупала её и вдруг так резко дёрнула, что от боли у Васи потемнело в глазах.

(32) – Всё в порядке. (33) Простой вывих, – объявила Августа.

(34) Вася обулся и осторожно наступил на больную ногу, потом притопнул, повертел из стороны в сторону и удивлённо произнёс:

(35) – Вот это да!

(36) – Я же тебе говорила, что с бабушкой лучше не спорить.

(37) У рыжей девчонки была такая заразительная улыбка, что Вася не смог не ответить ей тем же. (38) Он даже не знал её имени, а у него было такое чувство, как будто они давным-давно знакомы. (39) Даже переживания из-за рваного носка казались глупостью.

(40) – А пойдёмте к нам в гости. (41) Тут недалеко. (42) Дед будет рад, – неожиданно для себя предложил Вася.

(43) Гости у Ермолаевых бывали нечасто. (44) Вася и сам не отдавал себе отчёта, отчего ему так хочется познакомить удивительную старушку и девчонку с дедом.

(45) Июлька просительно посмотрела на бабушку.

(46) – Бабуль, пойдём.

(47) Августа уже несколько раз убеждалась, что всё хорошее в здешнем мире оборачивается бедой, но от мальчика угрозы не исходило.

(48) За разговорами они подошли к старенькому бревенчатому срубу. (49) Вася открыл калитку и пропустил гостей. (50) При виде уютной избы с резными наличниками Августа едва не прослезилась от умиления. (51) Это было первое место в здешнем мире, где она ощутила себя как дома.

(52) – Дед, у нас гости! – крикнул Вася.

(53) Никанор Иванович удивился, услышав о гостях. (54) Внук рос замкнутым мальчиком и никогда не приводил друзей. (55) Дед вышел на порог и изумился ещё сильнее. (56) Вася шёл в сопровождении симпатичной старушки и рыженькой девчушки.

(57) – Я ногу вывихнул, а бабушка Августа её вправила, – объявил Вася.

(58) – Очень рад. (59) Очень рад. (60) Что же вы стоите? (61) Проходите. (62) Будем пить чай. (63) Я, как знал, купил вафельный тортик, – радушно пригласил гостей Никанор Иванович.

(64) Внутри дом походил на мастерскую. (65) Ему явно не хватало женской руки. (66) Никанор Иванович засуетился и принялся убирать разбросанные инструменты.

(по повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2 В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Вася не хотел снимать обувь?»

1) Ему было стыдно из-за дырки на носке.

2) У Васи слишком сильно болела нога.

3) Вася боялся, что старушка отнимет у него кроссовки.

4) Вася боялся, что ему будет очень холодно без обуви.



3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.

1) Он не привык, чтобы над ним квохтали.

2) Никанор Иванович засуетился и принялся убирать разбросанные инструменты.

3) Вася и сам не отдавал себе отчёта, отчего ему так хочется познакомить удивительную старушку и девчонку с дедом.

4) Для того чтобы поставить диагноз, ей не нужно было прибегать к магии.



4Из предложений 27-29 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «неполное действие».



5Из предложений 29-31 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида без приставки, пишется Н».



6Замените книжное слово «ЗАРДЕЛСЯ» из предложения 29 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание «удивлённо произнёс» (предложение 34), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 62.



9Среди предложений 1-6 найдите предложение с необособленным определением, выраженным причастным оборотом. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

Это было первое место в здешнем мире,(1) где она ощутила себя как дома.
– Дед, (2) у нас гости! – крикнул Вася.
Никанор Иванович удивился,(3) услышав о гостях.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 57. Ответ запишите цифрой.



12В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Старушка сняла злополучный носок,(1) осмотрела лодыжку, (2) ощупала её и вдруг так резко дёрнула,(3) что от боли у Васи потемнело в глазах.


13Среди предложений 15-20 найдите сложное предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 45-50 найдите сложное предложение союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: