Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 18
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №29

Автор: Балашова Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Тётя Ася работала уборщицей с незапамятных времён и была такой же неотъемлемой частью школы, как хобот у слона. (2) Между ней и ребятнёй существовала своеобразная симпатия. (3) Первоклашек она в шутку гоняла, чтобы не создавали в раздевалке суматоху и толчею. (4) Мелюзга воспринимала это как игру, с радостью носилась вокруг и увёртывалась от шлепков. (5) Тётя Ася могла дать затрещину и старшекласснику, если замечала, что тот обронил пустой пакет от чипсов или обёртку жвачки. (6) На неё никто не обижался, а богатая лексика блюстительницы чистоты постоянно пополняла нищенский словарь учащихся школы.

(7) Истинный Цицерон швабры, тётя Ася пересыпала свою речь такими эпитетами, что иные ораторы умерли бы от зависти. (8) Начальство относилось к тёте Асе снисходительно, потому что дети её слушались и при ней царил идеальный порядок.

(9) Пока ребятня набиралась знаний, тётя Ася размашисто орудовала шваброй. (10) Дойдя до зелёного уголка, она остолбенела от возмущения. (11) Подле кадки с пальмой кто-то вывалил целую кучу мусора. (12) Такого на её памяти ещё не бывало.

(13) Когда шок от увиденного прошёл, к тёте Асе вернулось красноречие.

(14) – Ах вы мартышки бесхвостые! (15) Это у кого ж хватило совести так напакостить?! (16) Полюбуйтесь, люди добрые! (17) Мусору набросали, чтоб им скочевряжиться! (18) А бумажек-то целый ворох!

(19) Добрые люди в лице охранника сочувственно поддакнули:

(20) – Разболталась молодёжь. (21) В наше время приучали мусор в урну бросать, а теперь кидают где попало.

(22) Под пустыми пакетами из-под чипсов тётя Ася обнаружила пластмассовую коробочку с кнопками.

(23) – А это что за фильдеперсия? – уборщица озадаченно уставилась на находку, затем нагнулась и подняла пульт.

(24) При виде кнопок у каждого человека возникает естественное желание на них нажать, что тётя Ася не замедлила сделать. (25) И тут её взору предстало нечто странное. (26) Из-за кадки поднялась метла и внятно человеческим голосом произнесла: «Полетаем?»

(27) Уборщица ахнула, схватилась за сердце и медленно осела на пол. (28) Охранник с удивительной для пенсионера прытью подхватил беднягу, положил на скамейку и побежал за медсестрой.

(29) Через пять минут пострадавшую привели в чувство, а о происшествии доложили директору. (30) Метлу как вещественное доказательство отнесли к нему в кабинет. (31) Савелий Прохорович сразу же заподозрил, что чудо случилось не без участия молодого поколения. (32) Обследовав злополучную метлу и прилагающийся к ней пульт управления, он окончательно убедился, что на дворе век технического прогресса, а не волшебства. (33) Найти хозяина и изобретателя «Молнии» не составило труда.

(34) Василий Ермолаев узнал, что слава порой приносит горькие плоды. (35) Прежде у него тоже порой возникали причины для беседы с директором, но повод, по которому он оказался в кабинете на этот раз, его обескуражил. (36) Вместе с главой школы Васю поджидала классная руководительница. (37) Их лица были суровыми и решительными, как у матросов на барельефе «Взятие Зимнего штурмом».

(38) Выслушав обвинение, Вася перевёл взгляд с метлы на пульт и развёл руками.

(39) – Я не знаю, как это получилось. (40) Это случайность. (41) Честное слово.

(42) – Случайности с тобой происходят слишком часто, как я погляжу, – мрачно заметил Савелий Прохорович.

(43) Вася прослушал весь список своих прегрешений и ломал голову, как мог пульт оказаться у тёти Аси, но ни одного путного объяснения в голову не приходило.

(по повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему тётя Ася, дойдя до зелёного уголка, остолбенела от возмущения?»

1) В зелёном уголке кто-то сломал пальму.

2) В зелёном уголке она наша спрятавшегося охранника.

3) Она увидела около пальмы кучу мусора.

4) В зелёном уголке на пальме сидела бесхвостая мартышка.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Под пустыми пакетами из-под чипсов тётя Ася обнаружила пластмассовую коробочку с кнопками.

2) Василий Ермолаев узнал, что слава порой приносит горькие плоды.

3) Под пустыми пакетами из-под чипсов тётя Ася обнаружила пластмассовую коробочку с кнопками.

4) Из-за кадки поднялась метла и внятно человеческим голосом произнесла: «Полетаем?»



4Из предложений 13-16 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется –С-, если после неё следует глухой согласный.»



5Из предложений 5-6 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В наречии пишется столько букв Н, сколько в прилагательном или причастии, от которого оно образовано»



6Замените разговорное слово «нищенский» из предложения 6 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7 Замените словосочетание «с радостью носилась» (предложение 4), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 12.



9Среди предложений 5-8 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

Когда шок от увиденного прошёл,(1) к тёте Асе вернулось красноречие.
–Полюбуйтесь, (2) люди добрые! Мусору набросали, (3) чтоб им скочевряжиться!


11Укажите количество грамматических основ в предложении 35. Ответ запишите цифрой.



12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Василий Ермолаев узнал, (1) что слава порой приносит горькие плоды. Прежде у него тоже порой возникали причины для беседы с директором,(2) но повод, (3) по которому он оказался в кабинете на этот раз,(4) его обескуражил.


13Среди предложений 6-10 найдите сложное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 39-43 найдите сложное предложение союзной сочинительной и союзной подчинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: