Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 130
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ГИА по русскому языку. 2011 год. Авторский вариант №5

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А3 и B1—B14.

(1) Северное сияние, или сполохи, как его называют живущие на севере люди, мне первый раз довелось увидеть много лет назад на берегу Онежского озера. (2) Собираясь в пешеходное путешествие по лесному Заонежью, остановился в Повенце. (3) Тогда это был маленький старинный городок: прорытого между Онежским озером и Белым морем канала ещё не существовало. (4) В Повенец я приехал из Петрозаводска на пароходе. (5) Остановился ночевать у знакомого агронома.

(6)Ночью я вышел на улицу, и меня поразило ещё невиданное мною зрелище. (7)В полнейшей тишине по звёздному небу колыхался широкий светящийся занавес. (8) Он то сужался, то расширялся, собирался в складки, менял свой цвет. (9) Я был очарован чудесным небесным зрелищем. (10) Стояла незыблемая ночная тишина, которую изредка нарушал лай собак. (11) При свете сияния я видел тёмные макушки деревьев, крыши домов.

(12) Впоследствии мне много раз доводилось любоваться северным сиянием. (13) Особенно памятна полярная ночь в Арктике, на далёком Шпицбергене, где я участвовал в экспедиции по спасению ледокола "Малыгин". (14) Надо льдами и снежной пустыней, над покрытыми снегом горами разгоралось сияние. (15) При свете его я узнавал лица людей.

(16) Мне известны художники, пытавшиеся изобразить в красках северное сияние, но запечатлеть его на картине довольно трудно. (17) Сияние постоянно изменяет свой цвет, переливается, то падает легкой занавесью, то вытягивается длинной колеблющейся лентой, то принимает стрелообразные формы с вспыхивающими жёлтыми, красными, зелёными и фиолетовыми лучами.

(18) При свете северного сияния, отражающегося в снежных сугробах, совершали мы лыжные прогулки. (19) Казалось, мы находимся где-то на неведомой планете.

(20) Я и теперь завидую людям, имеющим возможность любоваться северным сиянием. (21) Недаром многие путешественники, полярники-зимовщики, побывавшие в арктических странах и льдах, так часто возвращаются в эти далекие места. (22) Кто знает, быть может, красота северного сияния - одна из причин, неудержимо привлекающих человека на холодный и пустынный север.

(И.Соколов-Микитов)

Задания A1–A3 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А3 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему многие путешественники, побывавшие в арктических странах, стремятся туда вернуться»?»






A2Укажите, в каком значении употребляется слово «экспедиция» (предложение 13).






A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.






Задания B1–B14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В14 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1Замените книжное слово «незыблемая» в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.



B2Из предложений 13-15 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.



B3Из предложений 21-22 выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от его лексического значения.



B4Из предложений 9-11 выпишите слово, в котором правописание суффикса зависит от приставки и способа образования этого слова.



B5В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Недаром многие путешественники, (1) полярники-зимовщики, (2) побывавшие в арктических странах и льдах, (3) так часто возвращаются в эти далекие места. Кто знает, (4) быть может, (5) красота северного сияния - одна из причин, (6) неудержимо привлекающих человека на холодный и пустынный север.


B6В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Мне известны художники, (1) пытавшиеся изобразить в красках северное сияние, (2) но запечатлеть его на картине довольно трудно. Сияние постоянно изменяет свой цвет, (3) переливается, (4) то падает легкой занавесью, (5) то вытягивается длинной колеблющейся лентой, (6) то принимает стрелообразные формы с вспыхивающими желтыми,(7) красными, (8) зелеными и фиолетовыми лучами.


B7В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Северное сияние, (1) или сполохи, (2) как его называют живущие на севере люди, (3) мне первый раз довелось увидеть много лет назад на берегу Онежского озера. Стояла незыблемая ночная тишина, (4) которую изредка нарушал лай собак. При свете сияния я видел темные макушки деревьев, (5) крыши домов.


B8Замените словосочетание «лай собак» (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



B9Выпишите грамматическую основу предложения 2.



B10Среди предложений 10-13 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.



B11Среди предложений 17-19 с обособленным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.



B12Укажите количество грамматических основ в предложении 16. Ответ запишите цифрой.



B13Среди предложений 1-4 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.



B14Среди предложений 12-14 найдите сложноподчинённое предложение. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: