Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 18
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №26

Автор: Балашова Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)Среди шедевров современной архитектуры так и осталась пара-тройка прежних, деревянных домов, с резными наличниками, заплетёнными зеленью верандами и палисадниками перед окнами, как напоминание о старой Москве. (2)В одном из них и жили Ермолаевы.

(3)Вася жил вдвоём с дедом. (4)Родители развелись, когда Васе было пять лет. (5)Отец уехал в Питер и там обзавёлся другой семьёй. (6)Мама укатила в Америку делать карьеру и обещала забрать сына, как только устроится. (7)Когда Вася был маленький, он думал, что карьера – это нечто вроде дома, который строит мама. (8)Но оказалось, что карьеру можно строить бесконечно. (9)Сначала мама боялась потерять работу, потом вышла замуж, а три года назад у неё родилась дочка.

(10)Впрочем, Вася и дед жили душа в душу. (11)К тому же их объединяла страсть к изобретательству. (12)Никанор Иванович был изобретателем от Бога. (13)Он постоянно претворял в жизнь новые идеи и умудрялся не только успевать за техническим прогрессом, но порой опережать его.

(14)Единственное, что возмущало Васю, – это неприспособленность деда к жизни. (15)Взгляды Никанора Ивановича на устройство мира были такими же старомодными, как и манера одеваться. (16)Дед и выглядел так, словно по ошибке попал в современный мир из позапрошлого века. (17)Высокий, сухопарый, с бородкой клинышком и в пенсне, он чем-то напоминал Антона Павловича Чехова. (18)Любой другой на его месте купался бы в деньгах, а дед ни разу не удосужился запатентовать свои изобретения. (19)Он считал бумажную волокиту напрасной тратой времени, поэтому патенты и прибыль получали другие.

(20)Вася вернулся домой поздно. (21)Уставший и голодный горе-спортсмен застал деда за компьютером.

(22)– Ты пришёл? (23)Разве уроки закончились? – спросил Никанор Иванович, отрываясь от работы.

(24)– Дед, ты на часы хоть изредка смотришь? (25)Уже шестой час, – с укоризной сказал Вася.

(26)– Не может быть! – воскликнул старик и, посмотрев на часы, удивлённо поднял брови. (27)– Ну и ну! (28)В Интернете не замечаешь, как бежит время. (29)А ты почему задержался?

(30)– Страдал за науку, – буркнул Вася. (31)– У нас есть что поесть? (32)Я голодный как волк.

(33)– А как же! (34)Щи. (35)И фирменное блюдо: паста с сыром и кетчупом.

(36)– Опять макароны?

(37)– Да, но по-итальянски, – заметил дед.

(38)– Дед, ты неподражаем, – засмеялся внук.

(39)– Не привередничай. (40)Послезавтра пенсия. (41)Купим твои любимые сосиски, – пообещал Никанор Иванович.

(42)В принципе, дед был мировецкий старикан: не докучал, не занудствовал. (43)Если бы до него дошло, что изобретения нужно продавать, а не разбазаривать, житьё было бы лучше некуда. (44)А на пенсию особенно не разбежишься.

(45)– Так что же у тебя случилось в школе? – поинтересовался Никанор Иванович за обедом.

(46)Вася зачерпнул щи и вместо ответа спросил:

(47)– Тебе когда-нибудь попадало за твои изобретения?

(48)– Сколько раз. (49)Через это проходят все изобретатели, даже великие Резерфорд и Тесла терпели неудачи.

(50)– Если бы неудача. (51)Гораздо обиднее, когда попадает за успех.

(52)– Любопытно. (53)И что же ты изобрёл?

(54)– Реактивные присадки на ролики.

(55)– Реактивные? – удивился дед.

(56)– Это просто название такое. (57)Они дают роликам ускорение.

(58)– Занятно. (59)После обеда покажешь, что это за штуковина. – Никанор Иванович потёр руки в предвкушении. – (60)Я всегда считал, что у тебя отличный потенциал.

(61)– Ты об этом нашему физкультурнику скажи.

(62)– Он не оценил твоё изобретение? – спросил дед.

(63)– Ещё как оценил! (64)Будто наскипидаренный вокруг школы носился, пока заряд не вышел, а теперь на мне отыгрывается. (65)После уроков гонял меня в спортзале. (66)Я думал, не выживу. (67)Заставил подтянуться сто раз.

(68)– Неужели ты подтянулся? – изумился Никанор Иванович.

(69)– Что я, железный, что ли? (70)Завтра опять велел остаться.

(71)– Браво. (72)Я лично скажу твоему физруку спасибо. (73)Тебе не повредит накачать мышцы.

(74)– Дед, ты бы хоть для приличия посочувствовал.

(75)– Чтобы мозги работали, нужно иметь крепкое, здоровое тело.

(по повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Никанор Иванович не заметил, что внука нет дома?»

1)Он готовил макароны по-итальянски.

2)Он читал книгу.

3)Он оформлял документы, чтобы запатентовать своё изобретение.

4)Он сидел в Интернете.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является ФРАЗЕОЛОГИЗМ.

1)Уставший и голодный горе-спортсмен застал деда за компьютером.

2)Впрочем, Вася и дед жили душа в душу.

3)Я всегда считал, что у тебя отличный потенциал.

4)После обеда покажешь, что это за штуковина.



4Из предложений 22-24 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «На конце приставки пишется -З-, если после неё следует звонкий согласный.»



5Из предложения 1 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором определяется тем, что слово является исключением из правила.



6Замените разговорное слово «БУРКНУЛ» из предложения 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание «деревянных домов» (предложение 1), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите первую грамматическую основу сложного предложения 41.



9Среди предложений 21-25 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Но оказалось, (1) что карьеру можно строить бесконечно. Сначала мама боялась потерять работу, (2) потом вышла замуж, (3) а три года назад у неё родилась дочка.
Впрочем, (4) Вася и дед жили душа в душу.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 7. Ответ запишите цифрой.



12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Высокий, (1) сухопарый, (2) с бородкой клинышком и в пенсне, (3) он чем-то напоминал Антона Павловича Чехова. Любой другой на его месте купался бы в деньгах, (4) а дед ни разу не удосужился запатентовать свои изобретения. Он считал бумажную волокиту напрасной тратой времени, (5) поэтому патенты и прибыль получали другие.


13Среди предложений 41-44 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 48-51 найдите бессоюзное сложное предложение. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: