Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 18
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №24

Автор: Балашова Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)Накануне по вине Ермолаева Василий Васильевич стал посмешищем всей школы. (2)Вася был заядлым изобретателем. (3)Вчера Ермолаев решил опробовать свой последний шедевр – реактивную присадку на роликовые коньки. (4)У Васи роликов не было, вернее, можно сказать, что не было. (5)Фирменные ролики стоили дорого. (6)Дед смастерил ему самодельные коньки. (7)Кататься на них можно было вполне сносно, но для испытания изобретения его коньки не годились. (8)Вася надеялся, что кто-нибудь из ребят даст ему коньки «напрокат».

(9)Роллеры собирались на заасфальтированной площадке возле школы ближе к вечеру. (10)Иногда к ним присоединялся школьный физрук Василий Васильевич и обучал мальчишек несложным трюкам.

(11)У Васи были непростые отношения с физкультурой, поэтому, увидев его, физрук неподдельно удивился:

(12)– Ермолаев, и ты здесь? (13)Тоже кататься?

(14)– Нет. (15)Я тут кое-что изобрёл. (16)Надо опробовать.

(17)Вася вытащил из рюкзака металлические штуковины, похожие на гусарские шпоры. (18)Внутри они были полые, и из каждой торчал кончик бечёвки.

(19)Физрук повертел Васино изобретение в руках.

(20)– И что это за ерундень?

(21)– Реактивный ускоритель.

(22)– Прямо-таки реактивный? – усмехнулся физрук.

(23)Вокруг собрались ребята, предвкушая развлечение.

(24)– Вообще-то он не реактивный. (25)Это я для красоты его так назвал, – смутился Вася.

(26)Ермолаев как никто другой располагал к шуточкам в свой адрес, а поскольку физруку ничто человеческое было не чуждо, он не удержался, чтобы не подтрунить над доморощенным Кулибиным:

(27)– И куда же засовывать эту неземную красоту?

(28)Вася принял его интерес за чистую монету и с радостью пояснил:

(29)– Никуда. (30)Ускорители прикрепляются к ботинкам. (31)Внутри трубок заложено топливо. (32)Если запалить фитиль, топливо начинает сгорать, происходит преобразование тепловой энергии в механическую, и коньки набирают огромную скорость.

(33)– Мудрёно.

(34)– Чтобы их испытать, надо очень хорошо кататься, как роллеры в парке, – вступился за своё изобретение Вася.

(35)Такого оскорбления физрук стерпеть не мог.

(36)– Ну, насчёт «слабо» ты не прав, – протянул он.

(37)– Василь Василич, я не вас имел в виду.

(38)Тут бы физруку и ретироваться, как подобает здравомыслящему человеку, но Васина реплика только сильнее раззадорила его, как укол копьём быка на корриде. (39) Он чувствовал, что обязан поставить на место зарвавшегося мальца.

(40)– Надо уметь кататься, говоришь? (41)Ну-ка, дай сюда свою ерундистику. (42)Сейчас посмотрим, что ты за изобретатель.

(43)Наивный, неискушённый физрук не догадывался, что порой Васины изобретения работают. (44)Не ожидая подвоха, он позволил Ермолаеву закрепить шпоры на ботинках и запалить фитильки. (45)Как и следовало ожидать, чуда не свершилось. (46)Ролики не рванули с места.

(47)– Да-а, что и говорить, нужно быть асом, чтобы справиться с твоим агрегатом. (48)Ты бы его запатентовал. (49) Смотри, как я разогнался, аж дух захватывает, – насмехался Вась Васич.

(50)– А вы немного прокатитесь, чтобы дать разгон, – попросил Вася.

(51)Физрук сделал несколько размашистых движений. (52)Красуясь перед собравшимися салагами роллерства, он в закрутке на триста шестьдесят градусов продемонстрировал грэб: коснулся руками колёсиков. (53)И вдруг почувствовал, что в самом деле едет быстрее обычного. (54)После первых трёх кругов изобретение начало ему нравиться. (55)Он никогда в жизни не развивал такой скорости. (56)После пятого круга физрук хотел было остановиться и похвалить Васю за удачное изобретение, но тут началось самое интересное: ролики словно взбесились. (57)Они неслись вперёд, не слушая хозяина. (58)Вась Васич не сумел даже развернуть конёк. (59)Он выскочил на газон. (60)Обычно пробежка по траве помогала погасить скорость и остановиться. (61)Однако реактивные присадки совершили настоящий переворот в катании на роликовых коньках. (62)Оторопевший Вась Васич, не сбавляя скорости, пробежал по газону, вернулся на асфальт и снова помчался так, будто за ним мчалась стая голодных гепардов. (63)Толпа зевак, получавших удовольствие от этого зрелища, росла. (64)Физрук продолжал наматывать круги возле школы. (65) Оставался последний, самый позорный способ торможения: уцепиться за столб или дерево. (66)Приглядев подходящую берёзу, Вась Васич на бегу ухватился за ствол правой рукой.

(67)– Когда эта сволочь остановится? – возопил он.

(68)– Заряда примерно на пятнадцать минут, – обнадёжил его Ермолаев.

(69)Когда действие присадок закончилось и физрук в изнеможении опустился возле берёзы, обняв её как родную, вокруг выросла уже приличная толпа.

(по повести Т. Крюковой «Чародейка с задней парты»)

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему дед смастерил Васе самодельные роликовые коньки?»

1) Вася сломал хорошие коньки.

2) Фирменные коньки стоили дорого.

3) Вася любил эксклюзивные вещи.

4) Дедушкины коньки были лучше фирменных.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Обычно пробежка по траве помогала погасить скорость и остановиться.

2) Вася принял его интерес за чистую монету.

3) Наивный, неискушённый физрук не догадывался, что порой Васины изобретения работают.

4) Васина реплика только сильнее раззадорила его, как укол копьём быка на корриде.



4Из предложений 29-32 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «присоединение».



5Из предложений 8-10 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН.»



6Замените книжное слово «ВОЗОПИЛ» из предложения 67 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание «Васины изобретения» (предложение 43), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



8 Выпишите грамматическую основу предложения 35.



9Среди предложений 56-58 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при обращении.

– Ну, (1) насчёт «слабо» ты не прав, (2)– протянул он.
– Василь Василич, (3)я не вас имел в виду.
Тут бы физруку и ретироваться,(4) как подобает здравомыслящему человеку,(5) но Васина реплика только сильнее раззадорила его,(6) как укол копьём быка на корриде.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 62. Ответ запишите цифрой.



12В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Если запалить фитиль, (1) топливо начинает сгорать, (2) происходит преобразование тепловой энергии в механическую, (3) и коньки набирают огромную скорость.


13Среди предложений 65-69 найдите сложноподчинённое предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 53-57 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: