Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 27
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №18

Автор: Балашова Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1)Сережка опять тупо смотрит в задачник, катает по столу ручку. (2)Потом захлопывает книгу, быстро складывает всё в портфель. (3) Он нашел самое простое решение: «Спишу у Профессора».

(4)Профессор, или Вовка Корольков, – сосед Сыроежкина по парте. (5)Его тетради – хоть сейчас на выставку или в музей: ни клякс, ни исправлений, одни аккуратные мелкие буквочки и цифры. (6)Да и самого хозяина тетрадей можно демонстрировать в музее. (7)Профессор знает про всё на свете, начиная от моллюсков и кончая космосом. (8)Но он не задается, никогда не задирает нос перед товарищами. (9)Для него самое главное в жизни – это математика. (10)Увидев какое-нибудь уравнение, Профессор забывает обо всем на свете. (11)Правда, когда Сережка не может справиться с задачкой, Профессор спускается со своих высот и подсказывает решение. (12)Для этого его нужно как следует толкнуть в бок.

(13)Но особой дружбы между соседями не было. (14)Профессор дружил с Макаром Гусевым, сидевшим на первой парте и заслонявшим остальным добрую четверть доски. (15)Забавная это была пара: худой, бледный, самый маленький в классе Профессор, известный запусками самодельных ракет, разными хитроумными выдумками, и здоровенный, румяный, с кулаками, как дыньки, Макар Гусев. (16)Он, Макар, прославлял своего приятеля, а иногда даже подавал ему неожиданные идеи: предлагал делать лыжи с моторчиком, варить лимонное масло и так далее. (17)У Макара тоже не было никаких сомнений в своем будущем. (18)Когда заходила об этом речь, он демонстрировал свои мышцы и говорил, что будет возиться с машинами.

(19)Если Профессор был симпатичен Серёжке, то верзила Гусев попортил ему немало крови. (20)Фамилия Серёжки с первой же встречи показалась Макару чересчур забавной и потом просто не давала ему покоя, словно щекотала.

(21)– Привет, Сыроежкин! – басом кричал ещё издали Макар. – (22)Сыр ешь или не ешь?

(23)Если Сережка отвечал, что он не ест, Макар продолжал:

(24)– Тогда ты должен быть Сыроножкин, Сыроручкин или Сыроушкин!

(25)Сергей пробовал отвечать утвердительно, но и тут Макар не успокаивался и провозглашал:

(26)– Внимание! (27)Идёт Сыр Сырыч Сыров, он же Серёжка Сыроежкин, большой знаток и любитель всех сортов сыра во всём мире. (28)Скажите, пожалуйста, что вы ели на завтрак?

(29)И тогда Сережка решил ничего не говорить и молча поднимался в класс.

(30)Гусев не отставал от него ни на шаг.

(31)– Послушай, как тебя -Сыроглазкин? (32)Я вчера забыл твою фамилию и мучился всю ночь. (33)Сырокошкин? (34) Сыромышкин? (35)Сыросороконожкин?

(36)Иногда Серёжка так злился на приставалу, что был готов его ударить, но начинать первому не хотелось, а верзила ни с кем не дрался. (37)Оставалось перенять метод у противника. (38)И Серёжка на уроках осторожно водил мелом по спине Макара – ведь она торчала прямо перед ним. (39)Класс посмеивался, созерцая слово «Гусь», а Макар подозрительно оглядывался. (40)На переменке он гонялся за Серёжкой, но поймать более вёрткого обидчика не мог и издали грозил кулаком-дынькой.

(по отрывку из книги Е. Велтистова «Приключения Электроника»)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа. Ответы к заданиям записывайте без пробелов, запятых и иных разделяющих символов.

2В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос «Зачем Сыроежкин писал мелом слово «Гусь» на спине одноклассника»?

1) Ему хотелось похулиганить.

2) Ему хотелось, чтобы на перемене Макар побегал за ним.

3) Ему хотелось отомстить Макару за издевательства и клички.

4) Сыроежкин делал это по просьбе девочек, которым нравился Макар Гусев.



3 Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.

1) Серёжка опять тупо смотрит в задачник, катает по столу ручку.

2) Но он не задается, никогда не задирает нос перед товарищами.

3) Идет Сыр Сырыч Сыров, он же Серёжка Сыроежкин, большой знаток и любитель всех сортов сыра во всем мире.

4) На переменке он гонялся за Серёжкой, но поймать более вёрткого обидчика не мог и издали грозил кулаком-дынькой.



4Из предложений 9-12 выпишите слово с неизменяемой приставкой, в которой при произношении происходит оглушение конечного согласного.



5Из предложений 15-16 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В отымённых прилагательных, образованных с помощью суффиксов –ОНН-, -ЕНН-, пишется НН.»



6Замените разговорное слово ГОНЯЛСЯ в предложении 40 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.



7Замените словосочетание ЛИМОННОЕ МАСЛО (предложение 16), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 12.



9Среди предложений 25-28 найдите предложение с обособленным приложением. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Идет Сыр Сырыч Сыров, (1)он же Серёжка Сыроежкин, (2)большой знаток и любитель всех сортов сыра во всем мире. Скажите,(3) пожалуйста,(4) что вы ели на завтрак?


11Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой.



12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы знаки препинания. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Если Серёжка отвечал,(1)что он не ест,(2) Макар продолжал:

– Тогда ты должен быть Сыроножкин,(3) Сыроручкин или Сыроушкин!

Сергей пробовал отвечать утвердительно, (4)но и тут Макар не успокаивался и провозглашал:



13Среди предложений 16-19 найдите сложноподчинённое предложение с неоднородным (параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 36-40 найдите сложное предложение с союзной сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: