Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 29
Проверка слова
Поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2015 год. Вариант №6

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть "2"

Прочитатйте текст.

В дальнюю дорогу

(1) В тот год двадцать пятого июня мне исполнилось тринадцать лет. (2) Тётушка Эльза разбудила меня утром и сказала:

(3) - Ты уже не маленький, пора самому на хлеб зарабатывать.

(4) Страшно мне стало. (5) Я чуть было не заплакал, но удержался. (6) Тётушка Эльза ведь не злая, а только очень бедная.(7) И ребята у нее мал мала меньше.

(8) Поднялся я и последний раз посмотрел на названых сестричек и братьев.

(9) Тетушка Эльза нажарила на прощанье полную сковороду картошки и, пока я ел, собрала вещи в дорогу:

(10) - Вот чистая рубашка, вот хлеб и сало. (11) И вот тебе матушкино наследство: верёвочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик.

(12) Довела она меня до лесной тропинки и сунула в руки узелок с вещами.

(13) - Иди на все четыре стороны. (14) Хоть и ростом ты не вышел и смекалкой бог обделил, авось найдёшь свое счастье. (15) Только смотри - никому не отдавай узелок!

(16) Взглянул я на старый бревенчатый дом под соломенной крышей, где прожил десять лет с тех пор, как умерла матушка, и пошёл лесной тропинкой.

(17) Иду и думаю: не такой уж я бедняк. (18) Есть у меня чистая рубашка, хлеб и сало. (19) Есть верёвочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик. (20) Только зачем мне матушка оставила ключ? (21) Ведь дома у меня нету.

Александр Шаров*

Александр Шаров (настоящее имя — Шер Израилевич Нюренберг, 1909—1984) — русский советский писатель-фантаст и детский писатель, автор сказок «Кукушонок», «Мальчик-одуванчик и три ключика», «Волшебники приходят к людям». Данный текст взят из сказки «Человек-горошина и Простак».

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему тётушка Эльза отправила рассказчика из дома?»

1) Он должен был уехать к своим родителям.

2) Таково было желание умершей матери.

3) Герою уже исполнилось тринадцать лет.

4) Тётушка отправила героя самостоятельно зарабатывать хлеб.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности является фразеологизм.

1) (7) И ребята у неё мал мала меньше.

2) (10) - Вот чистая рубашка, вот хлеб и сало.

3) (19) Есть веревочка, которая не рвётся, уголёк, который не гаснет, ключик, ножик и медный грошик.

4) (15) Только смотри - никому не отдавай узелок!



4Из предложений 1-3 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется правилом: «Если после приставки следует глухой согласный, то на конце её пишется буква, обозначающая глухой согласный звук».



5Из предложений 8, 11, 16, 19 выпишите слово, в котором правописание Н/НН определяется правилом: «В прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов –ОНН-/-ЕНН, пишется НН».



6Замените разговорное слово «авось» в предложении 14 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



7Замените словосочетание «матушкино наследство» (предложение 11), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 4.



9Среди предложений 1-5 найдите предложения с однородными членами. Напишите номера этих предложений.



10В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при однородных членах.

Взглянул я на старый бревенчатый дом под соломенной крышей,(1) где прожил десять лет с тех пор, (2) как умерла матушка, (3) и пошёл лесной тропинкой.

Есть у меня чистая рубашка, (4) хлеб и сало.



11Укажите количество грамматических основ в предложении 11. Ответ запишите цифрой.



12В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Ты уже не маленький,(1) пора самому на хлеб зарабатывать. Я чуть было не заплакал,(2) но удержался. Тётушка Эльза ведь не злая, (3) а только очень бедная. Хоть и ростом ты не вышел и смекалкой бог обделил, (4) авось найдёшь свое счастье.


13Среди предложений 13-19 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 16-21 найдите сложное бессоюзное предложение Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: