Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 160
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2020 год. Вариант №10

Автор: Захарьина Елена Алексеевна

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Было четыре часа, но небо было облачно, и на землю как будто спустились сумерки. (2)Можно уже собираться на охоту. (3)Летом охота на зверя возможна только утром, на рассвете, и в сумерки — до темноты. (4)Днём зверь лежит где-нибудь в чаще, и найти его трудно. (5)Мы с казаком Мурзиным взяли ружья и разошлись в разные стороны. (6)На всякий случай я захватил с собой на поводок Лешего. (Арсеньев В.)

2Укажите варианты ответов, в которых указаны сложносочинённые предложения. Запишите номера ответов.

1) предложение 1

2) предложение 2

3) предложение 3

4) предложение 4

5) предложение 5



3Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Целыми днями (1) бродил я по лесу (2) забирался в самые дебри и рассматривал следы на земле. Я представлял себе тигра (3) лежащим в зарослях дикого винограда. Вот он встал (4) встряхнулся и зевнул (5) потом подошёл к тополю (6) поднялся на задние лапы (7) выгнул спину и потянулся (8) как кошка (9) царапая кору дерева. (Арсеньев В.)


4Синтаксический анализ. Замените словосочетание «носки из шерсти», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.



5Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ПОЗДОРОВАТЬСЯ – на конце приставки перед буквой, обозначающей ЗВОНКИЙ согласный звук, пишется буква З.

2) СВАРЕННЫЙ (суп) – в полной форме страдательного причастия пишется НН.

3) ПОДРОВНЯТЬ (кусты)– написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

4) ДАВНЫМ-ДАВНО – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано повтором.

5) НАОТМАШЬ (ударить)– в имени существительном 3-го склонения после шипящего пишется буква Ь.



Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или полтора.

(2)Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

(3)Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.(4)Не верилось только одному – что это будет бесконечно.(5)Не было безнадёжности.(6)Надежда и ожидание – единственное, чем жили люди.(7)Всё, что происходило сейчас, казалось временным.(8)Но затянувшаяся временность, понятно, требовала хоть коротких прикосновений к постоянству.

(9)Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве?(10)Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою?(11)Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?(12)Не помню.

(13)Помню, что я был бесконечно счастлив, усаживаясь вечером с книгой в руках поближе к печи и натянув дырявый от старости бабушкин шерстяной платок на плечи.(14)Счастлив и просветлён.

(15)Книга делала чудо: она разговаривала со мной разными голосами детей и взрослых.(16)Я чувствовал, как подо мной покачивается палуба белоснежного парохода, видел всплески огромных рыб в тяжёлых струях реки.(17)Я слышал металлический грохот якорной цепи и чёткие команды капитана, хоть и не морского, речного, а всё-таки с трубкой в зубах.(18)Я ощущал прикосновения человеческих ладоней, видел рыбацкий костёр, чувствовал запах дыма, который доносился с берега, слышал мерное чмоканье волны о дебаркадер, наслаждался сахаристым вкусом астраханского арбуза.(19)Будто волшебная власть уносила меня в другое пространство и время, и раскрывались безмерные дали, расступались облачные небеса.

(20)И я любил то, чего никогда не видел, и это не виданное мною было необыкновенно, прекрасно и удивительно.(21)Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.

(22)Закончив читать её, я с надеждой отправился в библиотеку.

(23)На дверях висел замок, а за стеклом большого окна, приклеенная с той стороны, белела записка: «Библиотека временно закрыта».

(24)Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться...

(По А. Лиханову)

Лиханов Альберт Анатольевич – современный детский и юношеский писатель. Главная тема творчества – становление характера подростка – проходит через десятки произведений: повести «Звёзды в сентябре», «Тёплый дождь», «Благие намерения», «Русские мальчики» и другие. По роману «Последние холода» снят одноимённый фильм.

6 Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Герой очень быстро прочитал библиотечную книгу.

2) Герой читал книгу на палубе белоснежного парохода.

3) Рассказчик наслаждался взятой в библиотеке книгой.

4) Книга, которую читал, рассказчик, была посвящена военным событиям.

5) Герой не смог сдать прочитанную книгу в библиотеку, потому что она была закрыта.



7Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Я купался в счастье, в солнце и беззаботности довоенной жизни, которая уже стала забываться, отодвигаться в даль памяти, словно в театральные кулисы.

2) Иногда казалось, что война идёт всегда, что отец целую вечность на фронте.

3) Может, я хотел подольше задержаться там, на мирной и тихой Волге, представляя героя книжки, моего сверстника, самим собою?

4) Может, эта книжка была маленьким островком мира в море войны?

5) Я читал книгу, наслаждался ею, точно глотал вкусное мороженое.



8 Лексический анализ. Найдите в тексте антоним к слову «постоянство» (предложение 9). Напишите этот антоним.



Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного С.И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер”».
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С.И. Львовой.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


9.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл последнего предложения текста: «Я вернулся домой, послонялся по комнате, полистал ещё раз свою прочитанную книгу и обнаружил: мне теперь по вечерам совершенно нечем стало заняться…»
Приведите в сочинении 2 (два) аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.


9.3 Как Вы понимаете значение выражения ДРАГОЦЕННЫЕ КНИГИ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое драгоценные книги?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.