Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 148
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ГИА по русскому языку. 2013 год. Вариант №10

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B9.

(1) Во дворе залился Шарик.

(2) Бабушка перестала починяться, прислушалась. (3) В дверь постучали. (4) А так как в деревнях нет привычки стучать и спрашивать, можно ли войти, то бабушка всполошилась, побежала в куть.

— (5) Какой это там лешак ломится?.. (6) Милости просим! — совсем другим, церковным голоском запела бабушка. (7) Я понял: к нам нагрянул важный гость, поскорее спрятался на печку и с высоты увидел школьного учителя, который обметал веником катанки и прицеливался, куда бы повесить шапку. (8) Бабушка приняла шапку, пальто, бегом умчала одежду гостя в горницу, потому как считала, что в кути учителевой одежде висеть неприлично, пригласила учителя проходить.

(9) Я притаился на печи. (10) Учитель прошел в середнюю, еще раз поздоровался и справился обо мне.

— (11) Поправляется, поправляется, — ответила за меня бабушка и, конечно же, не удержалась, чтоб не поддеть меня: — (12) На еду уж здоров, вот на работу хил покуда.

(13) Учитель улыбнулся, поискал меня глазами. (14) Бабушка потребовала, чтоб я слезал с печки.

(15) Боязливо и нехотя я спустился с печи, присел на припечек. (16) Учитель сидел возле окошка на стуле, принесённом бабушкой из горницы, и приветливо смотрел на меня. (17) Лицо учителя, хотя и малоприметное, я не забыл до сих пор. (18) Было оно бледновато по сравнению с деревенскими, каленными ветром, грубо тесанными лицами. (19) Причёска под «политику» — волосы зачесаны назад. (20) А так ничего больше особенного не было, разве что немного печальные и оттого необыкновенно добрые глаза, да уши торчали, как у Саньки левонтьевского. (21) Было ему лет двадцать пять, но он мне казался пожилым и очень солидным человеком.

— (22) Я принёс тебе фотографию, — сказал учитель и поискал глазами портфель.

(23) Бабушка всплеснула руками, метнулась в куть — портфель остался там. (24) И вот она, фотография — на столе.

(25) Я смотрю. (26) Бабушка смотрит. (27) Учитель смотрит. (28) Ребят и девчонок на фотографии, что семечек в подсолнухе! (29) И лица величиной с подсолнечные семечки, но узнать всех можно. (30) Я бегаю глазами по фотографии: вот Васька Юшков, вот Витька Касьянов, вот Колька-хохол, вот Ванька Сидоров, вот Нинка Шахматовская, её брат Саня… (31) В гуще ребят, в самой серёдке — учитель и учительница. (32) Он в шапке и в пальто, она в полушалке. (33) Чему-то улыбаются едва заметно учитель и учительница. (34) Ребята чего-нибудь сморозили смешное.

(35) Санька из-за меня на фотографию не попал. (36) И чего припёрся? (37) То измывается надо мной, вред мне наносит, а тут восчувствовал. (38) Вот и не видно его на фотографии. (39) И меня не видно. (40) Да и откуда я там возьмусь, коли на печке лежал и загибала меня «худа немочь».

— (41) Ничего, ничего! — успокоил меня учитель. — (42) Фотограф, может быть, ещё приедет.

(43) Я отвернулся, моргая на русскую печку, высунувшую толстый беленый зад в середнюю, губы мои дрожат. (44) На этой фотографии меня нет. (45) И не будет!

(В. Астафьев)

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой сильно огорчился, глядя на принесённую учителем фотографию?»






A2 Укажите, в каком значении употреблено слово «ЗАЛИЛСЯ» в (предложении 1).






A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.






A4Укажите ошибочное суждение.






A5Укажите слово с проверяемой безударной гласной в корне.






A6Укажите слово с неизменяемой приставкой.






A7 Укажите слово, в котором количество Н в суффиксе определяется правилом правописания кратких причастий.






Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1Замените книжное слово ВСПОЛОШИЛАСЬ в предложении 4 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.



B2Замените словосочетание УЧИТЕЛЕВОЙ ОДЕЖДЕ (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



B3Выпишите грамматическую основу предложения 44.



B4Среди предложений 11-16 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.



B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Запишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Поправляется, поправляется, (1) — ответила за меня бабушка и, (2) конечно же, (3) не удержалась, (4) чтоб не поддеть меня: — На еду уж здоров, (5) вот на работу хил покуда. Учитель улыбнулся, (6) поискал меня глазами. Бабушка потребовала, (7) чтоб я слезал с печки.


B6Укажите количество грамматических основ в предложении 23. Ответ запишите цифрой.



B7В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите в порядке возрастания цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

Бабушка приняла шапку, (1) пальто, (2) бегом умчала одежду гостя в горницу, (3) потому как считала, (4) что в кути учителевой одежде висеть неприлично, (5) пригласила учителя проходить.


B8Среди предложений 1-6 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных частей. Напишите номер этого предложения.



B9Среди предложений 5-10 найдите сложное предложение с разными видами связи - подчинительной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: