Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ОГЭ-2026 по русскому языку. Тренировочный вариант №8

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание.

1Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)В научной деятельности перед человеком стоят две основные задачи: добыть новое знание о мире и сделать это знание достоянием общества. (2)Соответственно, выделяются и два этапа в научной деятельности человека: этап совершения открытия и этап оформления открытия, когда возникает необходимость в речевом оформлении нового знания. (3)Поэтому закономерно, что исконной формой существования научной речи стала письменная форма. (4)Во-первых, письменная форма долговременно фиксирует информацию; во-вторых, она более удобна для обнаружения неточностей и логических нарушений; наконец, она не только даёт адресату возможность устанавливать свой личный темп восприятия, но и позволяет многократно обращаться к информации: это также очень важно в научной работе. (5)Устная форма всё-таки часто используется в научном общении, но она вторична: научное произведение сначала пишут, а потом воспроизводят в устной речи.

2Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) стоят основные задачи (предложение 1)

2) соответственно (предложение 2)

3) закономерно (предложение 3)

4) это важно (предложение 4)

5) произведение пишут (предложение 5)

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 сложное.

2) Предложение 2 сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью.

3) Во второй части предложения 3 содержится составное именное сказуемое.

4) В предложении 4 содержится 3 (три) грамматические основы.

5) Предложение 5 сложное с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

4Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  2. Между однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится запятая.
  3. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. Вскоре после захода солнца полевой стан опустел: тракторы ушли на стоянки, а отработавшая смена ужинала в палатке.
  2. Коллекция лекарственных трав, которую собрал учёный, известна не только отечественным, но и зарубежным специалистам.
  3. Стёпка наскоро умылся, съел холодный огурец с куском хлеба, выскочил на улицу, накинув на худенькие плечи курточку.
  4. Теперь уж ничего не было видно: ни гор, ни неба, ни земли.
  5. Прерванный на минуту разговор возобновился, и Николай мог свободно разглядеть общество, сидящее за столом.
А
Б
В

5Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Госудáрственная Третьякóвская галерéя (1) московский художественный музей (2) основанный в 1856 году купцом Павлом Третьяковым (3) происходившим из небогатого купеческого рода. Коллекционер хотел создать национальный музей (4) в котором (5) были бы представлены работы русских художников. Сегодня (6) экспозиция галереи насчитывает более 180 000 предметов (7) и включает в себя картины (8) скульптуры и изделия из драгоценных металлов (9) созданные с XI по XX век.

6Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ДОВЕРЧИВЫЙ – правописание гласной И в суффиксе причастия настоящего времени определяется принадлежностью ко II спряжению глагола.

2) РАСТУЩИЙ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ- пишется буква А.

3) ВЫТРИТЕ (стол) – в форме будущего времени 2-го лица множественного числа глагола II спряжения пишется окончание -ИТЕ.

4) БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ – после русскоязычной приставки, оканчивающейся на согласную, пишется буква Ы.

5) (на) БОЧОК – в окончании имён существительных после шипящих под ударением пишется буква О.

7Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Поздним ненастным вечер..(1)м геол..(2)ги ост..(3)новились на ночлег в горн..(4)й д..(5)лине. Внизу, в узком ущелье, бил..(6)сь о скалы река. Р..(7)скошная р..(8)стительность окружал..(9) людей.

8Раскройте скобки и запишите слово «глубокий» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

В этом месте река (глубокий), чем ниже по течению.

9Замените словосочетание «говорил с лаской», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

– (1)Говорят, что самые непримиримые недруги – это бывшие друзья, – сказала нам однажды наша дочь Оля. – (2)Я убедилась, что это так.

(3)Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. (4)«Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – (5)Или Болконских».

(6)Люся упорно предрекала нашей дочери судьбу Леонардо да Винчи.

(7)Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки. (8)Какая женщина устоит перед таким обожанием? (9)Оленька стала дружить с Люси́, хотя времени на дружбу у неё было мало.

(10)Да и у Люси, признаться, его было не очень много. (11)Люсина мама в течение долгих лет не поднималась с постели.

(12)Стремясь доставить матери радость, дочка восклицала:

– (13)Если б ты видела фигуру спящего льва, которую вылепила Оля! (14)Я весь вечер говорю шёпотом: вдруг он проснётся?

(15)Часто она забирала Олины работы, чтобы показать маме, и взяла слово, что, когда мама наконец поднимется, Оля нарисует её портрет.

(16)Люся и сама потихоньку рисовала, но мы видели только её заголовки в школьном юмористическом журнале, который, по предложению Оли, носил название «Детский лепет».

(17)Неожиданно всё изменилось.

(18)В художественной школе организовали встречу с прославленным мастером живописи. (19)Люся высоко чтила этого мастера. (20)Но чтили его и все остальные, поэтому школьный зал оказался переполненным. (21)И Оленька не смогла провести туда подругу.

– (22)Я не нашла для Люси́ места в зале, – рассказывала в тот вечер Оля. – (23)А она обиделась... (24)И на что?! (25)Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит. (26)Я сказала ей: «Ты знаешь его работы. (27)Значит, ты с ним знакома. (28)Художник – это его творчество». (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».

– (31)И что же дальше? – спросила я дочь.

– (32)Ну и мерси, дорогая Люси́! – в рифму пошутила Оленька.

– (33)Друзей труднее найти, чем потерять.

– (34)Раз можно потерять, значит, это не такой уж и друг!

– (35)Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – (36)Если бы ты нашла его у себя в сердце...

(По А. Алексину)*

* Алексин Анатолий Георгиевич (1924–2017) – писатель, драматург. Его произведения, такие как «Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в пятом ряду» и др., повествуют главным образом о мире юности.

10 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Оленька, по мнению Люси, поступила с ней не по-дружески, и девочки поссорились.

2) Девочки не сошлись характерами, и поэтому перестали дружить.

3) Люся высоко чтила прославленного мастера и очень хотела попасть на встречу с ним.

4) Люся позавидовала тому, что Оля смогла беспрепятственно пройти на встречу со знаменитым художником.

5) Друзей очень легко потерять, но гораздо трудней найти.

11Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является метафора.

1) Люсю Катунину она называла на французский манер: Люси́. «Как в доме Ростовых! – поясняла Оленька. – Или Болконских».

2) Несмотря на сопротивление Оленьки, она таскала за ней огромную папку с рисунками, даже готовила краски и мыла кисточки.

3) – А она обиделась... И на что?! Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.

4) – Не нашла места в зале? – задумчиво произнесла я. – Если бы ты нашла его у себя в сердце...

5) Но чтили его и все остальные, поэтому в школьном зале разлилось целое море поклонников.

12 Замените разговорное слово «раз» в предложении 34 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.

13.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор для характеристики героев текста?».
Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как Вы понимаете смысл финала текста “Друзей труднее найти, чем потерять”?».
Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.3Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого можно считать настоящим другом?».
Дайте ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Сделайте вывод на основе Ваших рассуждений.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.