Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 143
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ГИА по русскому языку. 2013 год. Вариант №6

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B9.

(1)Хмурый лейтенант – так прозвали в нашем полку лётчика Ярового, и прозвище это лучше всего соответствовало его характеру. (2)Редко кто видел улыбку на его резко очерченных губах. (3)Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант. (4)В свои неполные двадцать семь лет он казался многое повидавшим человеком, всегда гладко выбритое лицо было прорезано глубокими морщинами, а глаза, спокойные, холодные, светло-голубые, смотрели так, как смотрят на мир глаза человека, прожившего долгую жизнь. (5)Как-то по-особенному блестели его глаза. (6)Но не волнение и не испуг, а злость появлялась в них, когда лейтенант буквально выпрашивал у командира каждый лишний вылет, а когда возвращался на аэродром, снова становился мрачным и неразговорчивым.

– (7)Задание выполнил, – докладывал он коротко.

(8)Оружейники начинали производить послеполётный осмотр и не находили ни одного снаряда. (9)Яровой старался расстрелять в полёте весь боекомплект подчистую.

– (10)Так нельзя, – сказал ему однажды майор Черемыш.

– (11)А если на обратном пути вас перехватят «мессеры», как будете отбиваться? (12)Я вам запрещаю расходовать весь боекомплект.

– (13)Есть, товарищ командир, – сухо ответил лётчик.

(14)Но летать продолжал с тем же холодным азартом. (15)Самолёт, на котором летал Яровой, почти ежедневно возвращался с пробоинами. (16)Даже командир полка, опытный лётчик, недоумевал, почему Яровой такой отчаянный.

(17)Однажды вечером, когда хлынул неожиданный для осени тёплый проливной дождь с громом и яркими молниями и лётчики решили устроить «вечер отдыха», около одиннадцати в землянке появился Яровой. (18)Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья. (19)Он молча сбросил мокрую шинель, прошёл в самый дальний угол и сел на свою постель. (20)Когда молодой лётчик Лёвушкин посмотрел в угол, он увидел, что Яровой, подперев ладонями голову, сосредоточенно рассматривает большую фотографию. (21)Лёвушкин, а за ним следом и ещё двое подошли к нарам. (22)Яровой никогда не показывал никому из нас ни своих фотографий, ни своих писем, и то, что сейчас он долго и пристально рассматривает какой-то снимок, заинтересовало всех.

– (23)Это кто? (24)Жена? – осторожно спросил Лёвушкин, не рискуя глянуть через плечо Ярового на фотоснимок.

– (25)Нет, сын, – тихо ответил Яровой.

(26)Возможно, так бы и случилось, если бы не настойчивый Лёвушкин. (27)Взъерошив и без того лохматую голову, он нерешительно попросил:

– (28)А можно посмотреть?

(29)Яровой, ни слова не говоря, протянул фотографию. (30)С открытки глядело улыбающееся лицо двухлетнего мальчугана. (31)Мальчик прижимал к себе плюшевого медведя. (32)В больших глазах ребёнка застыло удивление перед громадным, ещё не понятным ему миром.

– (33)Он что, у вас, в Ленинграде? – спросил Лёвушкин, откуда-то знавший, что Ленинград – родина Ярового.

– (34)Был в Ленинграде, – ответил лейтенант.

– (35)А теперь его нет, – ответил он тихо бесстрастным голосом, в котором не было ничего, кроме сильной усталости.

– (36)Вы помните сообщение о первом крупном налёте «юнкерсов» на Ленинград? (37)Фашистская фугаска попала тогда в дом. (38)Сын и жена...

(39)Голос его оборвался...(40)Яровой поднял голову, и лётчики увидели его глаза... (41)И каждый подумал в ту минуту, что, очевидно, такими они бывают, когда Яровой идёт на цель на своём самолёте и жмёт на гашетки, обрушивая на врага снаряды и бомбы...

(По Г. Семенихину)

Семенихин Геннадий Александрович (1919–1984) – русский писатель. Собственный опыт участия в боевых действиях во время Великой Отечественной войны помог Геннадию Семенихину написать книги о военных лётчиках.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Яровой так отчаянно рвался в полеты?»






A2 Укажите, в каком значении употреблено слово «ХОЛОДНЫМ» (предложение 14).






A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет.






A4Укажите ошибочное суждение.






A5Укажите слово с чередующейся гласной в корне.






A6Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного.






A7 Укажите слово, правописание суффикса в котором подчиняется правилу: «В наречиях пишется столько же Н, сколько и в слове, от которого оно образовано».






Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1Замените просторечное слово «подчистую» в предложении 9 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.



B2Замените словосочетание «послеполётный осмотр» (предложение 8), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



B3Выпишите грамматическую основу предложения 12.



B4Среди предложений 2-6 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.



B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую при вводном слове.

Очевидно, (1) после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, (2) потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья. Он молча сбросил мокрую шинель, (3) прошёл в самый дальний угол и сел на свою постель.


B6Укажите количество грамматических основ в предложении 17. Ответ запишите цифрой.



B7В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

В свои неполные двадцать семь лет он казался многое повидавшим человеком, (1) всегда гладко выбритое лицо было прорезано глубокими морщинами, (2) а глаза,(3) спокойные, (4) холодные, (5) светло-голубые,(6) смотрели так, (7) как смотрят на мир глаза человека, (8) прожившего долгую жизнь.


B8Среди предложений 19-22 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



B9Среди предложений 1-5 найдите сложное предложение с разными видами связи: сочинительной, подчинительной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: