Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 130
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ГИА по русскому языку. 2013 год. Вариант №5

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B9.

(1) В казарму привезли раненого. (2)Это был молодой матрос, которого товарищ ударил ножом в спину. (3) Поссорились они или не поделили чего-нибудь - этого я не помню. (4)У меня только осталось впечатление, что правда на стороне раненого, и я помню, что удар был нанесён внезапно, из-за угла. (5) Уже одно это направляло симпатии к пострадавшему. (6) Он рассказывал о случае серьёзно и кратко, не выражая обиды и гнева, как бы покоряясь печальному приключению. (7) Рана была не опасна. (8) Температура немного повысилась, но больной, хоть и лежал, ел с аппетитом и даже играл в «шестьдесят шесть». (9)Вечером разнёсся слух: «Доктор приехал, говорить будет». (10) Доктор? (11) Говорить? (12) Я направился к койке раненого. (13) Доктор, пожилой человек, по-видимому, лично принимающий горячее участие во всей этой истории, сидел возле койки. (14) Больной, лежа, смотрел в сторону и слушал. (15) Доктор, стараясь не быть назойливым, осторожно и мягко пытался внушить раненому сострадание к судьбе обидчика. (16) Он послан им, пришел по его просьбе. (17) У него - жена, дети, сам он - военный матрос, откомандированный на частный пароход (это практиковалось). (18) Он полон раскаяния. (19) Его ожидают каторжные работы.

(20) - Вы видите,- сказал доктор в заключение, - что от вас зависит, как поступить - «по закону» или «по человечеству». (21) Если «по человечеству», то мы замнём дело. (22) Если же действовать «по закону», то мы обязаны начать следствие, и тогда человек погиб, потому что виновен.

(23) Была полная тишина. (24) Все мы, сидевшие, как бы не слушая, по своим койкам, но не проронившие ни одного слова, замерли в ожидании. (25) Что скажет раненый? (26) Какой приговор изречет он? (27) Я ждал, верил, что он скажет: «по человечеству». (28)На его месте следовало простить. (29) Он выздоравливал. (30) Он был лицом типичный моряк, а «моряк» и «рыцарь» для меня тогда звучало неразделимо. (31) Его руки до плеч были татуированы фигурами тигров, змей, флагов, именами, лентами, цветами и ящерицами. (32) От него несло океаном, родиной сильных душ, и он был так симпатично мужествен, как умный атлет... (33) Мы, затаив дыхание, ждали, что скажет, как будто решалась наша судьба. (34) Но раненый, опустив глаза, молчал, видимо, боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием. (35)Он вздохнул, поморщился, взглянул в глаза доктору и нехотя, сдавленно произнёс:

(36)- Пусть ... уж... по закону.

(37) Доктор, тоже помолчав, встал.

(38) - Значит, «по закону»?- повторил он.

(39) - По закону. (40)Как сказал, - кивнул матрос и закрыл глаза.

(41) Я был так взволнован, что не вытерпел, ушёл во двор.(42)Мне казалось, что у меня что-то отняли.

(По А.Грину)

Александр Грин - русский и советский писатель, прозаик.

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1В каком высказывании содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему раненый не простил виновного товарища?»






A2 Укажите, в каком значении употреблено слово «РАБОТА» (предложение 19).






A3Укажите предложение, в котором используется эпитет.






A4Укажите ошибочное суждение.






A5Укажите слово с чередующейся гласной в корне.






A6Укажите слово, в котором правописание приставки определяется значением приближения.






A7 Укажите слово, в котором выбор Н/НН в суффиксе определяется правилом правописания кратких страдательных причастий прошедшего времени.






Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1Замените разговорное слово ЗАМНЁМ в предложении 21 стилистически нейтральным синонимом. Запишите это слово.



B2Замените словосочетание КАТОРЖНЫЕ РАБОТЫ (предложение 19), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



B3Выпишите грамматическую основу предложения 1.



B4Среди предложений 7-16 найдите предложение с обособленным распространенным согласованным определением. Напишите номер этого предложения.



B5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Но раненый, (1) опустив глаза, (2) молчал, (3) видимо, (4) боролся с желанием простить и с каким-то ядовитым воспоминанием. Он вздохнул,(5) поморщился, (6) взглянул в глаза доктору и нехотя, (7) сдавленно произнёс...


B6Укажите количество грамматических основ в предложении 22. Ответ запишите цифрой.



B7В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.

У меня только осталось впечатление, (1) что правда на стороне раненого, (2) и я помню, (3) что удар был нанесён внезапно, (4) из-за угла.


B8Среди предложений 29-35 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



B9Среди предложений 5-16 найдите сложное предложение с разными видами связи: сочинительной и подчинительной. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: