Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ОГЭ-2025 по русскому языку. Тренировочный вариант №107

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание.

1Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)Ртуть – уникальный химический элемент. (2)Она является единственным жидким металлом. (3)До сих пор это утверждение неизменно воспроизводится не только в школьных учебниках, но и в справочниках по химии и металлургии. (4)Однако уникальность ртути исчезла, когда Маргарита Перé, ученица Марии Склодóвской-Кюри́, открыла новый элемент и назвала его в честь своей Родины францием. (5)Плавясь при температуре 8 оС, франций устранил монополию ртути на право считаться единственным жидким металлом.

2Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) элемент (предложение 1)

2) она является (предложение 2)

3) утверждение воспроизводится (предложение 3)

4) уникальность исчезла (предложение 4)

5) право считаться (предложение 5)

3Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов.

1) В предложении 1 содержится составное именное сказуемое.

2) Предложение 2 нераспространённое.

3) Предложение 3 сложносочинённое.

4) Вторая часть сложного предложения 4 осложнена обособленным приложением.

5) Предложение 5 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

4Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА
  1. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится двоеточие.
  2. Определение, выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова, обособляется.
  3. Согласованное приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  1. При свете северного сияния, отражающегося на снежных сугробах, совершали мы лыжные прогулки; казалось, мы находимся где-то на неведомой планете.
  2. Дни тянулись однообразно: приходил в гости сосед, или забегала на ужин сестра, или я отправлялся на прогулку в поле.
  3. Если на черёмухе раскрылись почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а весна вошла в полную силу.
  4. Иволга, обитательница берёзового леса, издаёт звучный, похожий на флейту свист.
  5. В русском языке существует три основных типа подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление и примыкание.
А
Б
В

5Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должно стоять тире.

Расположенный в живописных лесах сибирской тайги (1) этнографический музей под открытым небом «Торум-Маа» (2) гордость местных жителей. Главная задача музея (3) воспроизведение среды обитания коренных жителей (4) передающей их жизненный уклад и культурную самобытность. Старинные деревянные усадьбы (5) невероятная природа дремучего леса (6) всё это дарит уникальную возможность (7) любому желающему познакомиться с культурой (8) древнего сибирского народа.

6Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) РАСЦАРАПАТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

2) РАСКЛЕИВШИЙ – написание гласной в суффиксе причастия определяется принадлежностью к спряжению глагола.

3) БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ – после русскоязычной приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

4) НЕСМЫШЛЁНЫЙ – слово не употребляется без НЕ, поэтому пишется слитно.

5) (ошибки) ИСПРАВЛЕНЫ – в краткой форме причастия пишется одна буква Н.

7Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.

Поздним ненастным вечер..(1)м геол..(2)ги ост..(3)новились на ночлег в горн..(4)й д..(5)лине. Внизу, в узком ущелье, бил..(6)сь о скалы река. Р..(7)скошная р..(8)стительность окружал..(9) людей.

8Раскройте скобки и запишите слово «сиденья» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Для изготовления плетёных (сиденья) используют капроновые полоски, имитирующие ротанговую соломку.

9Замените словосочетание «сказал улыбаясь», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управления. Напишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Прочитайте текст и выполните задания 10–13.

(1)Нет ничего труднее уговорить родителей купить собаку: при одном упоминании о ней лица у них вытягиваются, и они мрачными голосами говорят:
‒ Только через мой труп!

(2)При чём здесь труп, если речь идёт о верном друге, о дорогом существе, которое сделает жизнь интересней и радостней. (3)Но взрослые говорят:
‒ Даже не мечтай!

(4)Особенно нетерпима к собаке была Жекина мама. (5)И она заявляла в полный голос:
‒ Только через мой труп!
(6)Даже не мечтай!

(7)Но кто может запретить человеку мечтать?

(8)И Жека мечтал. (9)Он мечтал, что у него будет собака. (10)Может быть, такса, длинная и чёрная, как головешка, на коротких ножках. (11)Может быть, борза́я, изогнутая, как вопросительный знак. (12)Может быть, пудель с завитками, как на воротнике.

(13)В один из дней мама спросила Жеку:
‒ Скоро твой день рождения, что тебе подарить?

(14)Жека жалостливо посмотрел на маму и опустил глаза, набрал побольше воздуха, словно собирался нырнуть, и тихо, одними губами, произнёс:
‒ Собаку.

(15)Глаза у мамы округлились.

‒ (16)Собаку? (17)Никогда!

(18)Прошло несколько дней, и мальчик переступил порог своего дома, прижимая к животу щенка. (19)Жека молча прошёл в комнату, сел на краешек дивана и сказал:
‒ Вот!

(20)Он сказал «вот» тихо, но достаточно твёрдо.

‒ (21)Что это? ‒ спросила мама, хотя прекрасно видела, что это щенок.

‒ (22)Щенок, ‒ ответил Жека.

‒ (23)Сейчас же унеси его прочь!

‒ (24)Человек должен иметь собаку, ‒ отчаянно произнёс Жека и замолчал.

(25)Мама сказала:
‒ Отнеси его туда, откуда принёс.

(26)Она взяла Жеку за плечи и вытолкала за двери вместе со щенком.

(27)Жека потоптался немного перед закрытой дверью и, не зная, что ему теперь делать, сел на ступеньку. (28)Он крепко прижал к себе маленькое тёплое существо.

(29)Жека решил, что не уйдёт отсюда. (30)Будет сидеть день, два, пока мама не пустит его домой вместе со щенком. (31)Щенок не знал о тяжёлых событиях, которые из-за него происходили в жизни Жеки. (32)Он задремал.

(33)Потом пришёл с работы папа. (34)Он увидел сына, сидящего на ступеньке, и спросил:
‒ Никого нет дома?

(35)Жека покачал головой и показал папе щенка. (36)Папа сел рядом с сыном на холодную ступеньку и стал разглядывать щенка. (37)А Жека наблюдал за папой. (38)Он заметил, что папа довольно сморщил нос и заёрзал на ступеньке. (39)Потом папа стал гладить щенка и причмокивать губами. (40)И Жека почувствовал, что в папе постепенно пробуждается мальчишка. (41)Тот самый мальчишка, который когда-то сам просил собаку, потому что у человека должна быть собака. (42)Жека взглядом звал его себе в союзники. (43)И этот мальчишка, как подобает мальчишке, пришёл на помощь другу.

(44)Папа взял на руки щенка, решительно встал и открыл дверь.

‒ (45)А что если нам в самом деле взять щенка? ‒ спросил он маму. ‒ (46)Щенок-то славный.

(47)Мама сразу заметила, что в папе пробудился мальчишка, и сказала:
‒ Это мальчишество.

‒ (48)Почему же? ‒ не сдавался папа.

‒ (49)Собака ‒ это шерсть, грязь, вонь. (50)Это разгрызенные ботинки и лужи на паркете. (51)Кто будет убирать? ‒ спросила мама.

(52)Папин мальчишка подмигнул Жеке:
‒ Мы!

(53)Их было двое, и они победили. (54)В квартире на восьмом этаже поселился новый жилец. (55)Он действительно грызёт ботинки и оставляет на паркете лужи. (56)И убирают за ним не папа и не Жека, а мама. (57)Но если вы постучите в дверь и попросите: «Отдайте щенка», то мама первая скажет вам: «Только через мой труп. (58)И не мечтайте».

(59)Потому что это маленькое, ласковое, преданное существо сумело доказать маме, что у человека должна быть собака.

(По Ю.Я. Яковлеву*)

* Юрий Яковлевич Яковлев (1922‒1995) – советский писатель, сценарист, автор книг для детей и юношества.

10 Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Некоторых родителей очень трудно уговорить купить собаку.

2) Жеке купил щенка папа.

3) Мама не хотела заводить собаку, потому что у неё была аллергия на животных.

4) Папа и Жека обещали маме, что будут убирать за собакой.

5) Щенок убедил маму, что верное, ласковое существо обязательно должно быть в семье.

11Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение. Запишите номера ответов.

1) Может быть, борза́я, изогнутая, как вопросительный знак.

2) Жека жалостливо посмотрел на маму и опустил глаза, набрал побольше воздуха, словно собирался нырнуть, и тихо, одними губами, произнёс:
‒ Собаку.

3) Прошло несколько дней, и мальчик переступил порог своего дома, прижимая к животу щенка.

4) Он крепко прижал к себе маленькое тёплое существо.

5) В квартире на восьмом этаже поселился новый жилец.

12В предложениях 4‒12 найдите антонимы (антонимическую пару). Выпишите эти антонимы.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 13.1, 13.2 или 13.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 13.1, 13.2 или 13.3.

13.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие средства языка использовал автор, чтобы передать живую разговорную речь?».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой полностью переписанный или пересказанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста:
«…это маленькое, ласковое, преданное существо сумело доказать маме, что у человека должна быть собака».
Приведите в сочинении два примера из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

13.3Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какие чувства дарит домашний питомец людям?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Приведите в сочинении два примера, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример приведите из прочитанного текста, а другой – из прочитанного текста или из Вашего жизненного опыта. (Не учитываются примеры, источниками которых являются комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра и другие подобные виды представления информации.) Приводя примеры, Вы можете использовать различные способы обращения к прочитанному тексту.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.