Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 125
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ГИА по русскому языку. 2012 год. Авторский вариант №20

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

Часть "A"

Прочтите текст и выполните задания А1—А7 и B1—B9.

(1) По ночам мы жгли тумбочки. (2) На чердаке нашего общежития был склад старых тумбочек. (3) Не то чтобы они совсем никуда не годились, напротив, они были ничуть не хуже тех, что стояли возле наших коек, – такие же тяжёлые, такие же голубые, с такими же фанерными полочками внутри. (4) Просто они были лишние и лежали на чердаке. (5) А мы сильно зябли в нашем общежитии. (6) Толька Рябов даже оставил однажды включенной сорокасвечовую лампочку, жёлтенько светившуюся под потолком комнаты. (7) Когда утром мы спросили, почему он её не погасил, Толька ответил: «Для тепла…»

(8) Обречённая тумбочка втаскивалась в комнату. (9) Она наклонялась наискосок, и по верхнему углу наносился удар тяжёлой чугунной клюшкой. (10) Тумбочка разлеталась на куски, как если бы была стеклянная. (11) Густокрашеные дощечки горели весело и жарко. (12) Угли некоторое время сохраняли форму то ли квадратной стойки, то ли боковой доски, потом они рассыпались на золотую, огненную мелочь.

(13) Из печи в комнату струилось тепло. (14) Мы, хотя и сидели около топки, старались не занимать самой середины, чтобы тепло беспрепятственно струилось и расходилось во все стороны. (15) Однако к утру все мы мёрзли под своими одеялишками.

(16) Конечно, может быть, мы не так дорожили бы каждой молекулой тепла, если бы наши харчишки были погуще. (17) Но шла война, на которую мы, шестнадцатилетние и семнадцатилетние мальчишки, пока ещё не попали. (18) По студенческим хлебным карточкам нам давали четыреста граммов хлеба, который мы съедали за один раз. (19) Наверное, мы ещё росли, если нам так хотелось есть каждый час, каждую минуту и каждую секунду.

(20) На базаре буханка хлеба стоила девяносто рублей – это примерно наша месячная стипендия. (21) Молоко было двадцать рублей бутылка, а сливочное масло – шестьсот рублей килограмм. (22) Да его и не было на базаре, сливочного масла, оно стояло только в воображении каждого человека как некое волшебное вещество, недосягаемое, недоступное, возможное лишь в романтических книжках.

(23) А между тем сливочное масло существовало в виде жёлтого плотного куска даже в нашей комнате. (24) Да, да! (25) И рядом с ним ещё лежали там розовая глыба домашнего окорока, несколько белых сдобных пышек, сваренные вкрутую яйца, литровая банка с густой сметаной и большой кусок запечённой в тесте баранины. (26) Всё это хранилось в тумбочке Мишки Елисеева, хотя на первый взгляд его тумбочка ничем не выделялась среди четырех остальных тумбочек: Генки Перова, Тольки Рябова, Володьки Пономарева и моей.

(27) Отличие состояло только в том, что любую нашу тумбочку можно было открыть любому человеку, а на Мишкиной красовался замок, которому, по его размерам и тяжести, висеть бы на бревенчатом деревенском амбаре, а не на столь хрупком сооружении, как тумбочка: знали ведь мы, как ее надо наклонить и по какому месту ударить клюшкой, чтобы она сокрушилась и рухнула, рассыпавшись на дощечки.

(28) Но ударить по ней было нельзя, потому что она была Мишкина и на ней висел замок. (29) Неприкосновенность любого не тобой повешенного замка вырабатывалась у человека веками и была священна для человека во все времена.

(30) Отец Мишки работал на каком-то складе неподалеку от города. (31) Каждое воскресенье он приходил к сыну и приносил свежую обильную еду. (32) Красная, круглая харя Мишки с маленькими голубыми глазками, запрятанными глубоко в красноте, лоснилась и цвела, в то время как, например, Генка Перов был весь синенький и прозрачный, и даже я, наиболее рослый и крепкий подросток, однажды, резко поднявшись с койки, упал от головокружения.

(33) Свои припасы Мишка старался истреблять тайком, так, чтобы не дразнить нас. (34) Во всяком случае, мы редко видели, как он ест. (35) Однажды ночью, проснувшись, я увидел Мишку сидящим на койке. (36) Он намазал маслом хлеб, положил сверху ломоть ветчины и стал жрать. (37) Я не удержался и заворочался на койке. (38) Может быть, втайне я надеялся, что Мишка даст и мне. (39) Тяжкий вздох вырвался у меня помимо воли. (40) Мишка вдруг резко оглянулся, потом, напустив спокойствие, ответил на мой вздох следующей фразой:

– (41) Ну ничего, не горюй, как-нибудь переживём.

(42) Рот его в это время был полон жёваным хлебом, перемешанным с жёлтым маслом и розовой ветчиной.

(По тексту В. Солоухина «Каравай заварного хлеба»)

Задания A1–A7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию А1–А7 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

A1В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему ребята, несмотря на постоянное чувство голода, не взломали тумбочку Мишки Елисеева и не съели его припасы?»






A2 Укажите, в каком значении употребляется слово «мелочь» в (предложении 12).






A3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.






A4Укажите ошибочное суждение.






A5 Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.






A6Укажите слово, в котором правописание приставки зависит от ударения.






A7Укажите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В кратких прилагательных пишется столько же Н, сколько и в полных».






Задания B1–B9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1–В9 записывайте словами или цифрами.

Часть "B"

B1Замените разговорное слово ХАРЯ в предложении 32 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.



B2Замените словосочетание С ФАНЕРНЫМИ ПОЛОЧКАМИ (предложение 3), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



B3Выпишите грамматическую основу предложения 42.



B4Среди предложений 13-19 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер этого предложения.



B5В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую при вводном слове.

Свои припасы Мишка старался истреблять тайком, (1) так, (2) чтобы не дразнить нас. Во всяком случае, (3) мы редко видели, (4) как он ест. Однажды ночью, (5) проснувшись, (6) я увидел Мишку сидящим на койке.


B6Укажите количество грамматических основ в предложении 26. Ответ запишите цифрой.



B7В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

По студенческим хлебным карточкам нам давали четыреста граммов хлеба, (1) который мы съедали за один раз. Наверное,(2) мы ещё росли, (3) если нам так хотелось есть каждый час, (4) каждую минуту и каждую секунду.


B8Среди предложений 1-7 найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



B9Среди предложений 27-30 найдите сложное предложение с разными видами связи: подчинительной и бессоюзной. Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: