Образовательный сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

Авторизация
Разделы
Методическая копилка
Интерактивные задания
Портфолио
Разное
Сейчас на сайте: 307
Проверка слова на Грамота.ру
Яндекс поиск по сайту
Поделиться ссылкой

ОГЭ по русскому языку. 2019 год. Вариант №200

Автор: Кукоба Светлана Николаевна

Часть "2"

Прочтите текст и выполните задания 2-14.

(1) Незнакомка поднялась на холмик.

— (2) Какой ты смешной, — заговорила она с снисходительным сожалением, усаживаясь рядом с ним на траве. — (3) Это ты, верно, оттого, что ещё со мной незнаком. (4) Вот узнаешь меня, тогда перестанешь бояться. (5) А я не боюсь никого.

(6) Она говорила это с беспечной ясностью, и мальчик услышал, как она бросила к себе в передник груду цветов.

(7) Мальчик взял в руку цветок. (8) Его пальцы быстро и легко тронули листья и венчик.

— (9) Это лютик, — сказал он, — а вот это фиалка.

(10) Потом он захотел тем же способом ознакомиться и со своею собеседницею: взяв левою рукою девочку за плечо, он правой стал ощупывать её волосы, потом веки и быстро пробежал пальцами по лицу, кое-где останавливаясь и внимательно изучая незнакомые черты.

(11) Всё это было сделано так неожиданно и быстро, что девочка, поражённая удивлением, не могла сказать ни слова; она только глядела на него широко открытыми глазами, в которых отражалось чувство, близкое к ужасу. (12) Только теперь она заметила, что в лице её нового знакомого есть что-то необычайное. (13) Бледные и тонкие черты застыли на выражении напряжённого внимания, как-то не гармонировавшего с его неподвижным взглядом. (14) Глаза мальчика глядели куда-то, без всякого отношения к тому, что он делал, и в них странно переливался отблеск закатывавшегося солнца. (15) Всё это показалось девочке на одну минуту просто тяжёлым кошмаром.

(16) Высвободив свое плечо из руки мальчика, она вдруг вскочила на ноги и заплакала.

—(17) Зачем ты пугаешь меня, гадкий мальчишка? — заговорила она гневно, сквозь слезы. — (18) Что я тебе сделала?.. (19) Зачем?..

(20) Он сидел на том же месте, озадаченный, с низко опущенною головой, и странное чувство — смесь досады и унижения — наполнило болью его сердце. (21) В первый раз еще пришлось ему испытать унижение калеки; в первый раз узнал он, что его физический недостаток может внушать не одно сожаление, но и испуг. (22) Конечно, он не мог отдать себе ясного отчёта в угнетавшем его тяжёлом чувстве, но оттого, что сознание это было неясно и смутно, оно доставляло не меньше страдания.

(23) Чувство жгучей боли и обиды подступило к его горлу; он упал на траву и заплакал. (24) Плач этот становился всё сильнее, судорожные рыдания потрясали все его маленькое тело, тем более что какая-то врождённая гордость заставляла его подавлять эту вспышку.

(25) Девочка, которая сбежала уже с холмика, услышала эти глухие рыдания и с удивлением повернулась. (26) Видя, что её новый знакомый лежит лицом к земле и горько плачет, она почувствовала участие, тихо взошла на холмик и остановилась над плачущим.

— (27) Послушай, — заговорила она тихо, — о чём ты плачешь? (28) Ты, верно, думаешь, что я нажалуюсь? (29) Ну, не плачь, я никому не скажу. (30) Слово участия и ласковый тон вызвали в мальчике ещё большую нервную вспышку плача. (31) Тогда девочка присела около него на корточки; просидев так с полминуты, она тихо тронула его волосы, погладила его голову и затем, с мягкою настойчивостью матери, которая успокаивает наказанного ребенка, приподняла его голову и стала вытирать платком заплаканные глаза.

— (32) Ну, ну, перестань же! — заговорила она тоном взрослой женщины. — (33) Я давно не сержусь. (34) Я вижу, ты жалеешь, что напугал меня...

— (35) Я не хотел напугать тебя, — ответил он, глубоко вздыхая, чтобы подавить нервные приступы.

— (36) Хорошо, хорошо! (37) Я не сержусь!.. (38) Ты ведь больше не будешь. — (39) Она приподняла его с земли и старалась усадить рядом с собою.

(40) Он повиновался. (41) Теперь он сидел, как прежде, лицом к стороне заката, и, когда девочка опять взглянула на это лицо, освещённое красноватыми лучами, оно опять показалось ей странным. (42) В глазах мальчика ещё стояли слезы, но глаза эти были по-прежнему неподвижны, черты лица то и дело передёргивались от нервных спазмов, но вместе с тем в них виднелось недетское, глубокое и тяжёлое горе.

— (43) А всё-таки ты очень странный, — сказала она с задумчивым участием.

— (44) Я не странный, — ответил мальчик с жалобною гримасой. — (45) Нет, я не странный... (46) Я... я — слепой!

— (47) Слепо-ой? — протянула она нараспев, и голос ее дрогнул, как будто это грустное слово, тихо произнесенное мальчиком, нанесло неизгладимый удар в её маленькое женственное сердце. — (48) Слепо-ой? — повторила она ещё более дрогнувшим голосом, и, как будто ища защиты от охватившего всю ее неодолимого чувства жалости, она вдруг обвила шею мальчика руками и прислонилась к нему лицом.

(49) Поражённая внезапностью печального открытия, маленькая женщина не удержалась на высоте своей солидности, и, превратившись вдруг в огорчённого и беспомощного в своем огорчении ребенка, она, в свою очередь, горько и неутешно заплакала.

(В. Короленко)

Ответами к заданиям 2–14 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Что заставило мальчика заплакать?»

1) (23) Чувство жгучей боли и обиды подступило к его горлу; он упал на траву и заплакал.

2) (28) Ты, верно, думаешь, что я нажалуюсь? (28)Ну, не плачь, я никому не скажу.

3) (30) Слово участия и ласковый тон вызвали в мальчике еще большую нервную вспышку плача.

4) (35) Я не хотел напугать тебя, — ответил он, глубоко вздыхая, чтобы подавить нервные приступы.



3Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора.

1) Теперь он сидел, как прежде, лицом к стороне заката, и, когда девочка опять взглянула на это лицо, освещенное красноватыми лучами, оно опять показалось ей странным.

2) Поражённая внезапностью печального открытия, маленькая женщина не удержалась на высоте своей солидности, и, превратившись вдруг в огорчённого и беспомощного в своём огорчении ребенка, она, в свою очередь, горько и неутешно заплакала.

3) Всё это было сделано так неожиданно и быстро, что девочка, поражённая удивлением, не могла сказать ни слова; она только глядела на него широко открытыми глазами, в которых отражалось чувство, близкое к ужасу.

4) Потом он захотел тем же способом ознакомиться и со своею собеседницею: взяв левою рукою девочку за плечо, он правой стал ощупывать ее волосы, потом веки и быстро пробежал пальцами по лицу, кое-где останавливаясь и внимательно изучая незнакомые черты.



4Из предложений 27-31 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется её значением – «неполнота действия».



5Из предложений 10-11 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречии пишется столько Н, сколько было в слове, от которого оно образовано».



6Замените разговорное слово ГАДКИЙ в предложении 17 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.



7Замените словосочетание ЗАГОВОРИЛА ГНЕВНО (предложение 17), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.



8Выпишите грамматическую основу предложения 15.



9Среди предложений 43-49 найдите предложение с обособленным определением, имеющим обстоятельственное значение причины. Напишите номер этого предложения.



10В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Какой ты смешной,(1) — заговорила она с снисходительным сожалением, (2) усаживаясь рядом с ним на траве. — Это ты, (3) верно, (4) оттого, (5) что ещё со мной незнаком. Вот узнаешь меня, (6) тогда перестанешь бояться.


11Укажите количество грамматических основ в предложении 24. Ответ запишите цифрой.



12В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Тогда девочка присела около него на корточки; просидев так с полминуты, (1) она тихо тронула его волосы,(2) погладила его голову и затем,(3) с мягкою настойчивостью матери, (4) которая успокаивает наказанного ребенка,(5) приподняла его голову и стала вытирать платком заплаканные глаза.


13Среди предложений 20-23 найдите сложное бессоюзное. Напишите номер этого предложения.



14Среди предложений 10-14 найдите сложное предложение с разными видами связи (подчинительной, бессоюзной). Напишите номер этого предложения.



Ваше имя: