Top.Mail.Ru

Сайт учителя русского языка и литературы Захарьиной Елены Алексеевны

Интерактивные технологии в образовании

ОГЭ по русскому языку. 2023 год. Вариант №29

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание.

1Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.

Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 70 слов.

Часть 2

Ответами к заданиям 2–8 являются слово (несколько слов), цифра или последовательность цифр. Ответ запишите в поле ответа в тексте работы без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Синтаксический анализ. Прочитайте текст.

(1)Окружающая среда, в которой существуют живые организмы, постоянно меняется. (2)Многие из этих изменений вызывают серьёзные нарушения в работе органов и систем. (3)Но живые организмы способны защищаться от неблагоприятных воздействий и сохранять стабильность внутренней среды благодаря тому, что они способны адаптироваться. (4)Под адаптацией понимается совокупность всех физиологических реакций, обеспечивающих приспособление строения и функций организма или отдельного органа к изменению окружающей среды. (5)Если бы организм не обладал способностью адаптироваться, изменение условий существования могло бы его погубить.

2Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) среда постоянно меняется (предложение 1)

2) нарушения вызывают (предложение 2)

3) они способны адаптироваться (предложение 3)

4) понимается приспособление (предложение 4)

5) изменение могло бы погубить (предложение 5)

3Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Церковь Покрова на Нерли (1) это шедевр архитектуры (2) признанный во всём мире (3) и (4) вошедший в список Всемирного наследия ЮНЕСКО в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля». Этот уникальный памятник (5) считается одним из самых поэтичных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы. Белую церковь (6) окружённую зеленью лугов (7) устремлённую строгим куполом к синему небу (8) называют поэмой (9) запечатлённой в камне.

4Синтаксический анализ. Замените словосочетание «деревянный шкаф», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

5Орфографический анализ. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов.

1) ОТЦЕПИТЬ – на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.

2) НИ ЗА ЧТО – в сочетании с предлогом отрицательное местоимение с НИ пишется раздельно.

3) БОРЮЩИЙСЯ – в действительном причастии настоящего времени, образованном от основы глагола II спряжения, пишется суффикс -ЮЩ-.

4) (говорить) ПО-ФРАНЦУЗСКИ – наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И.

5) ЖРЕБИЙ – в имени существительном на -ИЙ в форме предложного падежа единственного числа пишется окончание -Е.

Прочтите текст и выполните задания 6–9.

(1)Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки. (2)Его свёрнутые паруса ожили, свисая фестонами, расправляясь и покрывая мачты бессильными щитами огромных складок; слышались голоса и шаги. (3)Береговой ветер, пробуя дуть, лениво теребил паруса. (4)Наконец, тепло солнца произвело нужный эффект; воздушный напор усилился, легко рассеял туман и вылился по реям в алые формы, полные роз. (5)Розовые тени скользили по белизне мачт и снастей, всё было белым, кроме раскинутых, плавно двинутых парусов цвета глубокой радости.

(6)Пока «Секрет» шёл руслом реки, Грэй стоял у штурвала, не доверяя руля матросу, – он боялся мели. (7)Рулевой сидел рядом и по-прежнему не чувствовал никакой связи между алым убранством и прямой целью Грэя.

– (8)Теперь, – сказал Грэй, – когда мои паруса рдеют, ветер хорош, а в сердце моём больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки, я попытаюсь настроить вас своими мыслями, как обещал в Лиссе. (9)Заметьте, я не считаю вас глупым или упрямым, нет; вы образцовый моряк, а это много стоит. (10)Но вы, как и большинство, слушаете голоса всех нехитрых истин сквозь толстое стекло жизни. (11)Они кричат, но вы не услышите. (12)Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном несбыточном, и что, по существу, так же возможно, как загородная прогулка. (13)Скоро вы увидите девушку Ассоль, которая не может, не должна иначе выйти замуж, как только таким способом, какой развиваю я на ваших глазах: за ней приплывёт возлюбленный на корабле с алыми парусами. (14)Такое предсказание в детстве она услышала от волшебника Эгля. (15)Вы видите, как тесно сплетены здесь судьба, воля и свойство характеров. (16)Я прихожу к той, которая ждёт и может ждать только меня, я же не хочу никого другого, кроме неё, может быть, именно потому, что благодаря Ассоль я понял одну нехитрую истину. (17)Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. (18)Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. (19)Новая душа будет у него и новая – у тебя. (20)Когда начальник тюрьмы сам выпустит заключённого, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого невезучего коня, тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. (21)Но есть не меньшие чудеса: улыбка, веселье, прощение, и – вовремя сказанное, нужное слово. (22)Владеть этим - значит владеть всем. (23)Что до меня, то наше начало – моё и Ассоль – останется нам навсегда в алом отблеске парусов, созданных глубиной сердца, знающего, что такое любовь. (24)Поняли вы меня?

(25)Грэй оглянулся, посмотрев вверх; над ним молча рвались алые паруса; солнце в их швах сияло пурпурным дымом. (26)«Секрет» шёл в море, удаляясь от берега. (27)Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот. (28)Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

(По А. Грину*)

*Александр Грин (1880––1932) – русский писатель-прозаик, поэт, создатель вымышленной страны, в которой происходит действие многих его произведений, в том числе самых известных романтических книг – «Бегущая по волнам» и «Алые паруса».

6 Анализ содержания текста. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Капитану Грэю удалось справиться с сильным штормом, благоприятная погода давала возможность герою отдохнуть.

2) Мастерство, с которым матрос управлял «Секретом», рождало в сердце Грэя больше счастья, чем у слона при виде небольшой булочки.

3) Капитан находился в шаге от своей заветной мечты – подарить чудо Ассоль.

4) Грэй понимал, что скоро будет владеть всеми сокровищами города.

5) Предсказание о своей судьбе Ассоль услышала в детстве от волшебника Эгля.

7Анализ средств выразительности. Укажите варианты ответов, в которых средством выразительности речи является сравнение.

1) Туман ещё не рассеялся; в нём гасли очертания огромного корабля, медленно повёртывающегося к устью реки.

2) Когда для человека главное – получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения – чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии.

3) Не было никаких сомнений в звонкой душе Грэя – ни глухих ударов тревоги, ни шума мелких забот.

4) Спокойно, как парус, рвался он к восхитительной цели, полный тех мыслей, которые опережают слова.

5) Я делаю то, что существует, как старинное представление о прекрасном несбыточном, и что, по существу, так же возможно, как загородная прогулка.

8 Лексический анализ. В предложениях 4–7 найдите слово с лексическим значением «углубление в грунте, по которому течёт водный поток».

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 9.1, 9.2 или 9.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 9.1, 9.2 или 9.3.

9.1Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Нины Давидовны Арутюновой: «Метафора сокращает речь, избегая всевозможных объяснений и обоснований, а сравнение её распространяет».
Аргументируя свой ответ, приведите два примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

9.2Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «...благодаря ей я понял одну нехитрую истину. Она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками».
Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

9.3Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Как Вы понимаете значение слова ЧУДО? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Можно ли делать чудеса своими руками?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение.
Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.